Российский фонд содействия образованию и науке
Университет Дмитрия Пожарского


АРИСТЕЙ
ВЕСТНИК КЛАССИЧЕСКОЙ ФИЛОЛОГИИ И АНТИЧНОЙ ИСТОРИИ
DOI: 10.53084/22209050_2024_29_117
Т.А. Бобровникова
О загадочном упоминании стриг у Плиния

Аннотация: В статье исследуется загадочный фрагмент из XI книги «Естественной истории» Плиния, где автор говорит о совах-стригах, вампирах, нападающих на детей. Перед нами не подробный рассказ, а вскользь брошенный намек, понятный только современникам. За ним скрывается целый комплекс фольклорно-религиозных представлений. Статья имеет целью реконструировать эти представления. Для этого сведения Плиния сопоставляются со всеми известными упоминаниями стриг от Плавта до Иоанна Дамаскина. Кроме того, приводится богатый сравнительный этнографический материал. Автор ставит перед собой следующие вопросы: во-первых, почему Плиний относит стригу к проклятым созданьям, во-вторых, что представляют собой стриги, в-третьих, как следует понимать свидетельства античных авторов о молоке стриг. Обычно в историографии стриг считают ведьмами. Автор приходит к другому выводу. Мы попытались доказать, что стрига не просто ведьма, то есть женщина-колдунья, а италийская ипостась демона-детоубийцы, известного от Месопотамии до Китая. Все эти демоны имеют общие типологические черты. Стриги имеют явную связь с миром мертвых. В статье доказывается, что они являлись духами преждевременно умерших, которые мыслились как неупокоенные или заложные мертвецы. Для интерпретации молока стриг привлекаются параллели с китайскими демонами Гу-хо и ирано-тюркскими демонами Албасты / Албаслы къатын. Это позволяет восстановить еще один народный миф Италии. В итоге, настоящее исследование, с одной стороны, помогает реконструировать народные верования Средиземноморья, с другой – позволяет выйти на проблему отношения Плиния к народным верованиям и мифологии.

Ключевые слова: Плиний Старший, стриги, лемуры, неупокоенные духи, преждевременно умершие, молоко

Для цитирования: Бобровникова Т.А. О загадочном упоминании стриг у Плиния. Аристей XXIX (2024): 117–137.

T. A. Bobrovnikova
About the mysterious mention of striges by Pliny

Abstract: The article examines the mysterious fragment from the XI book of Pliny’s Natural History, where the author discusses owls, a sort of vampires attacking children. This is not a detailed story, but a casual hint, understandable only to the author’s contemporaries. It hides a whole complex of folklore and religious believes the article aims to reconstruct comparing the Pliny’s information with all the known mentions of striges from Plautus to John of Damascus. In addition, a rich comparative ethnographic material is analyzed. The author poses the following questions: first, why Pliny refers to the striges as cursed creatures, second, who were this kind of demons, and third, how the evidences of ancient authors about the milk of striges should be understood. In the contemporary historiography these supernatural creatures are considered a sort of witches. The author comes to a different conclusion. She argues that striges were in fact not witches, that is, harmful sorceresses, but the Italian hypostasis of a child-killing demon known from Mesopotamia to China. All these demons share common typological features. The strix was apparently connected to the world of the dead. The author proposes to identify her with the spirits of prematurely dead, who were thought of as the restless (zalozhnyy) dead. To understand the meaning of strix’s milk properly, parallels are drawn with the Chinese demons Gu-ho and the Iranian-Turkic demons Albasty / Albasla qatyn. This allows restoring another Italian folk myth. As a result, this study, on the one hand, helps to reconstruct the folk beliefs of the Mediterranean, on the other hand, it sheds light on Pliny’s attitude to folk religion.

Keywords: Pliny The Elder, striges, lemures, restless demons, prematurely dead, milk

To cite this article: Bobrovnikova T.A. About the mysterious mention of striges by Pliny. Aristeas XXIX (2024): 117–137.

Литература/References
Afanas’ev A.N. 1957: Narodnye russkie skazki [Russian folk tales]. Ed. By V.Ya. Propp. Vol. 1–3. Moscow: Khudozhestvennaya literatura.
Афанасьев А.Н.: Народные русские сказки. Т. 1–3. М.: Художественная литература, 1957.
Bährens E. (ed.) 1881: Poetae latini minores. Vol. III. Lipsiae: B.G. Teubneri.
Balashov D.M. 1970: Skazki Terskogo berega Belogo morya [The Folk tales of the Tersky shore of the White sea] Ed. by E.V. Pomerantseva. Leningrad: Nauka.
Балашов Д.М.: Сказки Терского берега Белого моря. Отв. ред. Э.В. Померанцева. Л.: Наука, 1970.
Belousov A.V. 2020: Korpus zaklyatiy Pontiyskoy Ol’vii [The Corpus of spells from Pontic Olbia]. Moscow: Izdatel’stvo Moskovskogo Universiteta.
Белоусов А.В.: Корпус заклятий Понтийской Ольвии. М.: Изд-во МГУ, 2020. Boyancé P. 1972: Funus acerbum. In: Boyancé P. Études sur la religion romaine. Rome: École française de Rome. 73–89.
Burkert W. 1992: The Orientalizing Revolution: Near Eastern Influence on Greek Culture in the Early Archaic Age. Transl. by M.E. Pinder. Cambridge, Mass.: Harvard University Press.
Cullen Ch. 2017: The Threatening Stranger: Kewu in Pre-Modern Chinese Paediatrics. In: Conrad L.I., Wujastyk D. (eds.) Contagion: Perspectives from Pre-Modern Societies. London; New York: Taylor & Francis. 39–52.
Dyrenkova N.P. 2012: Albasty v religioznykh predstavleniiyakh i fol’klore turetskikh plemen [Albasty in religious believes and folklore of the Turkic tribes]. In: Dyrenkova N.P. Tyurki Sayano-Altaya: stat’i i etnograficheskie materially [The Turcs of the Altay-Sayan region: articles and ethnographic materials]. Seriya “Kunstkamera-Arkhiv” [Series Kustkamera-Archive]. Vol. VI. Saint Petersburg: Nauka. 230–244.
Дыренкова Н.П. Албасты в религиозных представлениях и фольклоре турецких племен. В кн.: Дыренкова Н.П. Тюрки Саяно-Алтая: статьи и этнографические материалы. Cерия «Кунсткамера-Архив». Т. VI. СПб.: Наука, 2012. 230–244.
Eberhard W. 1968: The Local Cultures of South and East China. Leiden: Brill.
Frazer J.G. 1929: Commentary to the Book IV. In: Publii Ovidii Nasonis Fastorum libres sex. Ed. with transl. and comm. Sir J.G. Frazer. London: Macmillan. Vol. IV.
Golikova S.V. 2007: Predstavleniya o veschitsakh v ural’skom fol’klore [Views of small things in the Ural folklore]. In: Problemy istochnikovedeniya, istoriografii i metodologiya otechestvennoy istorii [Problems of source studies, historiography, and methodology of Russian history]. Ekaterinburg: Izd-vo Ural’skogo universiteta.
Голикова С.В. Представление о вещицах в уральском фольклоре. В кн.: Проблемы источниковедения, историографии и методологии отечественной истории. Екатеринбург: Изд-во Уральского Университета, 2007. 237–244.
Groot J.J.M. 2017: Demonologiya drevnego Kitaya [The Demonology of Ancient China]. Transl. by R.V. Kotenko. Moscow: “Evraziya”.
Гроот Я.Я.М. де: Демонология древнего Китая. Пер. Р.В. Котенко. М.: «Евразия», 2017.
Johnston S.I. 1999: Restless dead. Encounters Between the Living and the Dead in Ancient Greece. Berkeley; Los Angeles; London: University of California Press.
Latte K. 1960: Römische Religionsgeschichte. München: C.H. Beck.
Levkievskaya E.E. Dikhotomiya dusha/pokoynik v polesskikh predstavleniyakh o posmertnoy prirode cheloveka [The dichotomy of soul/dead in the Poles’ye believes about the posthumous nature of human beeings]. Umbra. Demonologiya kak semioticheskaya sistema [Umbra. Demonology as a Semiotic System]. Issue 2. Moscow: Indrik. 177–194.
Левкиевская Е.Е. Дихотомия душа/покойник в полесских представлениях о посмертной природе человека. Umbra. Демонология как семиотическая система. Вып. 2. М.: Индрик. 2013. 177–194.
Levkievskaya E.E. 2003: Mify russkogo naroda [The Myths of the Russian people]. Moscow: Astrel’, AST.
Левкиевская Е.Е. Мифы русского народа. М.: Астрель, АСТ, 2003.
Ma B. 2020: A History of Medicine in Chinese Culture. Ed. by R. Bertschinger. Vol. 1–2. New Jersey: World Scientific Publishing Co.
McDonough C.M. 1997: Carna, Proca and the Strix on the Kalends of June. TAPh 127: 315–344.
Oliphant S.G. 1913: The Story of the Strix: Ancient. TAPhA 44: 133–149.
Oliphant S.G. 1914: The Story of the Strix: Isidore and the Glossographer. TAPhA 45: 49–63.
Pettazzoni R. 1940: Carna. Studi Etruschi 14: 163–172.
Propp V.Ya. 1986: Istoricheskie korni volshebnoy skazki [The Historical roots of the fairy tale]. Leningrad: Izdatel’stvo Leningradskogo universiteta.
Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. Л.: Изд-во Ленинградского университета, 1986.
Radcliffe G.E. III. 2019: Drowning down the Moon. Magic in Ancient Greco-Roman World. Princeton: Princeton University Press.
Remizov A.M. 2004: Strana nebyvalaya [The Neverland]. Moscow: Russkii put’.
Ремизов А.М.: Страна небывалая. М.: Русский путь, 2004.
Scullard H.H. 1982: Festivals and Ceremonies of the Roman Republic. Ithaca; New York: Cornell University Press.
Slavyanskaya mifologiya: entsiklopedicheskii slovar’ [The Slav Mythology: Encyclopedic Dictionary] 2002: Moscow: Mezhdunarodnye otnosheniya.
Славянская мифология. Энциклопедический словарь. М.: Международные отношения, 2002.
Warde Fowler W. 1899: The Roman Festivals of the Period of the Republic. London: Macmilan and Co.
West D.R. 1991: Gello and Lamia: Two Hellenic Daemons of Semitic Origin. UgaritForschungen 23: 361–368.
West M.L. 1997: Hocus Pocus in East and West: Theogony, Ritual and the Tradition of Esoteric Commentary. In: Laks A. and Most G.W. (eds.) Studies in the Derveni Papyrus. Oxford: Clarendon Press. 81–90.
Wissowa G. 1912: Religion und Kultus der Römer. 2. Aufl. München: C.H. Beck.
Yuan Mei. 1977: Novye zapisi Tsi Se ili o chem ne govoril Konfutsii [Censored by Confucius. Zi Se new ghost stories]. Moscow: Nauka, Glavnaya redaktsiya Vostochnoi literatury.
Юань Мэй.: Новые записи Ци Се или о чем не говорил Конфуций. Пер. О.А.Фишман. М.: Наука, Главная редакция Восточной литературы, 1977.
Yukie Ch. 2022: Pesni bogov naroda ainu (Ainu shin’yoshu) [Ainu spirits singing]. Transl. by E.G. Tyurleneva. Saint Petersburg: Giperion.
Юкиэ Т.: Песни богов народа айну (Айну синъёсю). Пер. Е.Г. Тюрленевой. СПб.: Гиперион, 2022.
Zelenin D.K. 1995: Izbrannye trudy. Ocherki russkoy mifologii. Umershie neestestvennoy smert’yu i rusalki [Selected Works. Essays on the Russian Mythology. Souls of those who died an unnatural death and rusalki]. Moscow: Indrik.
Зеленин Д.К.: Избранные труды. Очерки русской мифологии. Умершие неестественной смертью и русалки. М.: Индрик, 1995.


Автор / Author:
Т. А. Бобровникова / T. A. Bobrovnikova



If a building becomes architecture, then it is art