Российский фонд содействия образованию и науке
Университет Дмитрия Пожарского


АРИСТЕЙ
ВЕСТНИК КЛАССИЧЕСКОЙ ФИЛОЛОГИИ И АНТИЧНОЙ ИСТОРИИ
DOI: 10.53084/22209050_2023_28_55
Д.К. Янчогло
Геркулес-Мелькарт как политическая идентичность императора Адриана

Аннотация: Статья посвящена одному из аспектов императорского культа, созданного Публием Элием Адрианом (117–138 гг.) на основе идентификации императора с финикийским богом Мелькартом. В тексте утверждается, что происходящий из представителей испанской аристократии Адриан для поддержания легитимности своего наследия и создания оптимистичного образа собственной власти, опирающейся на провинциальные элиты, прибегнул к тому, чтобы отождествить себя с эллинизированным культом Мелькарта, который ко времени правления Адриана отождествлялся с Геркулесом и был хорошо известен как в римской Испании, где находилось святилище бога, так и в Риме, и Греции. Наследование Адриана вызвало сомнения среди римского нобилитета, поэтому Публий Элий обратился к культу бога, который почитался его предшественником Траяном, чья экспансивная политика опиралась в своей идеологии на испанский культ Геракла. Но Адриана привлекают другие функции божества (восходящие к финикийскому Мелькарту), связанные с установлением династий, очерчиванием границ мира и основанием новых городов. Благодаря образу Геракла Адриан хочет завоевать лояльность испанской элиты, подчеркнув свое наследование Марку Ульпию, а также создать идеологическое оформление нового курса во внешней политике – отказе от экспансии в пользу стабильности границ, что подобно функции Геракла-Мелькарта – установителя границ мира. В статье уделяется внимание генезису императорского культа, чтобы показать его развитие и трансформацию во времена Адриана, дается характеристика принятого ко II веку культа Геркулеса в родной для Траяна и Адриана Бетике, а также обозреваются гипотетические политические причины, обусловившие обращение Адриана к культу гадирского бога.

Ключевые слова: Адриан, Геркулес, Мелькарт, Бетика, Римская Испания, императорский культ, orbis mundi

Для цитирования:
Янчогло Д.К. Геркулес-Мелькарт как политическая идентичность императора Адриана. Аристей 28 (2023): 55–70.

D.K. Ianchoglo
Hercules-Melqart as the political identity of Emperor Hadrian

Abstract: The article deals with one aspect of the imperial cult created by Publius Elias Hadrian (117–138), based on the identification of the emperor with the Phoenician god Melqart. The text argues that Hadrian, descended from the Spanish aristocracy, identifies himself with the hellenised cult of Melqart, which by the time of Hadrian's reign had been identified with Hercules and was well known both in Roman Spain, where the god was sanctified, and in Rome and Greece, in order to maintain the legitimacy of princep's legacy and create an optimistic image of his power resting on the provincial elite. Hadrian's succession raised doubts among the Roman nobility, so Publius Aelius turned to the cult of the god revered by his predecessor Trajan, whose expansive policies drew on the Spanish cult of Hercules in their ideology. But Hadrian
was attracted to the deity's other functions (dating back to the Phoenician Melqart) in relation to establishing dynasties, delineating the borders of the world and founding new cities. Through Hercules, Hadrian wishes to win the loyalty of the Spanish elite by stressing his succession to Marcus Ulpius, as well as to create an ideological framework for a new course in foreign policy - the rejection of expansion in favor of border stability, a function similar to that of Hercules-Melqart as a world border-setter. The article pays attention to the genesis of the imperial cult in order to show its development and transformation in the time of Hadrian, describes the cult of
Hercules in the native Betica of Trajan and Hadrian and reviews hypothetical political reasons for Hadrian's turning to the cult of the god of Gadira.

Keywords: Hadrian, Hercules, Melqart, Betica, Roman Spain, emperor's cult, orbis mundi

To cite this article: Yanchoglo D.K. Hercules-Melqart as the political identity of Emperor
Hadrian. Aristeas 28 (2023): 55–70.

Литература/References
Ando C. 2005: Interpretatio Romana. Classical Philology 100: 41–51.
Barry F. 2011: The Mouth of Truth and the Forum Boarium: Oceanus, Hercules, and
Hadrian. The Art Bulletin 93: 7–37.
Birley A.R. 1997: Hadrian: The Restless Emperor. London.
Boatwright M.T. 2000: Hadrian and the Cities of the Roman Empire. Princeton.
Bórquez L.F. 2020: The First Spanish Emperors: Trajan, Hadrian, and Roman Hispanic
Identity in the High Roman Empire. Haverford.
Claridge A. 2013: Hadrian's Succession and the Monuments of Trajan. In: Opper T. (ed.)
Hadrian: Art, Politics and Economy. London. 5–18.
Cumont F. 2017: [Les religions orientales dans le paganisme romain]. Sanina A.P. (trans). Moscow.
Кюмон Ф. Восточные религии в римском язычестве. Перев. А.П. Саниной. М.,
2017.
Everitt A. 2009: Hadrian and the Triumph of Rome. New York.
Gasparov M.L. 1993: Svetoniy i ego kniga [Suetonius and his book]. In: Gaius Suetonius
Tranquillus. The Twelve Caesars. On Famous Men (fragments). M.L. Gasparov (trans.)
Moscow. 258–272.
Гаспаров М.Л. Светоний и его книга. В кн.: Гай Светоний Транквилл. Жизнь
двенадцати цезарей. О знаменитых людях (фрагменты). Пер. и прим. М.Л. Га-
спарова М., 1993. 258–272.
Hekster O. 2020: Hadrian and the Limits to Power. The Journal of Ancient History and
Archeology 7: 278–279.
Hoff M. C. 1992: Augustus, Apollo, and Athens. Museum Helveticum 49: 223–232.
Hölscher Т. 1990: Augustus and Orestes: Travaux du Centre d'archéologie méditerranéenne de l'Académie Polonaise des sciences 30, Etudes et travaux 15: 163–168.
Mierse W.E. 2004: The Architecture of the Lost Temple of Hercules Gaditanus and Its
Levantine Associations. American Journal of Archaeology 108: 545–575.
Opper T. 2008: Hadrian: empire and conflict. London.
Poplavskiy V.S. 2000: Kultura triumfa i triumfalnyye arki Drevnego Rima [Triumph culture and ancient Roman triumphal arcs]. Moscow.
Поплавский В.С. Культура триумфа и триумфальные арки Древнего Рима.
М, 2000.
Pringsheim F. 1934: The Legal Policy and Reforms of Hadrian. The Journal of Roman
Studies 24: 141–153.
Scott K. 1933: The Political Propaganda of 44–30 B.C. Memoirs of the American Academy in Rome 11: 7–49.
Smykov E.V. 2002: [Antonius and Dionysus: from the history of Marcus Antonius triumvir's religious politics]. Antichnyy mir i arheologiya [Ancient world and archeology] 11: 56–65.
Смыков Е.В. Антоний и Дионис (из истории религиозной политики триумфира
М. Антония). Античный мир и археология 11 (2002): 56–65.
Syme R. 1964: Hadrian and Italica. The Journal of Roman Studies 54: 142–149.
Tsirkin Yu.B. 1977: [Mythology of Melqart]. Antichnyy mir i arheologiya [Ancient world
and archeology] 3: 72–84.
Циркин Ю.Б. Мифология Мелькарта. Античный мир и археология 3 (1997):
72–84.
Tuck S.L 2005: The Origins of Roman Imperial Hunting Imagery: Domitian and the Redefinition of Virtus under the Principate. Greece & Rome 52: 221–245.
Vout C. 2010: Hadrian, Hellenism, and the Social History of Art. Arion: A Journal of
Humanities and the Classics 18: 55–78.
Zanker P. 1988: The Power of Images in the Age of Augustus. Detroit.

Автор / Author:

Д.К. Янчогло / D.K Ianchoglo

If a building becomes architecture, then it is art