Российский фонд содействия образованию и науке
Университет Дмитрия Пожарского


АРИСТЕЙ
ВЕСТНИК КЛАССИЧЕСКОЙ ФИЛОЛОГИИ И АНТИЧНОЙ ИСТОРИИ
DOI: 10.53084/22209050_2023_28_17
Н.К. Малинаускене
А.Ф. Лосев об обозначениях света в древнегреческой традиции: Гомер

Аннотация: В статье рассмотрен анализ группы светообозначений в текстах Гомера, исходных для дальнейшей греческой традиции, проделанный А.Ф. Лосевым. В своих терминологических исследованиях ученый неоднократно обращался к обозначениям света у других античных авторов, в частности Платона и особенно неоплатоников, рассматривал их в кругу как близких по семантике обозначений цвета и блеска, так и их антонимов – обозначений тьмы. В отношении Гомера он привлекает только основные световые представления, начиная с самых общих терминов, – существительного φάος 'свет' и глагола λάμπω 'освещать', 'светить', 'блестеть', отмечая отсутствие у Гомера некоторых слов, однокорневых с существительным φάος, поскольку свет сам по себе,
без всяких эстетических коннотаций, Гомера совсем не интересует. Прилагательное λαμπρός, в котором свет соединен с блеском, глагол λάμπω 'светить', причастная форма от λαμπετάω, как и существительное φάος и его производные (φαεινός 'светлый', φαέθων 'блестящий', сложение φαεσίμβροτος 'свет смертным', глаголы φαείνω 'светить' и φαίνω 'являть'), относятся у Гомера к одним и тем же предметам и явлениям: солнцу, луне, заре, звездам, оружию, доспехам, одежде, глазам. Анализируются и связанные со значениями света и блеска существительные αὐγή, αἴγλη, σέλας, глаголы στίλβω, μαρμαίρω, причастия от глаголов γανάω и *γλαυκιάω, прилагательные φαεινός, φαίδιμος, φαέθων, φαιδρός, σιγαλόεις, а также их разнообразные производные. В итоге
Лосев констатирует, что Гомер знает самые тонкие различия в световых ощущениях и восприятиях, бесконечные эмоциональные, эстетические оттенки, а все вещи у него «прекрасны» и погружены в бесконечные световые и цветовые волны. В предлагаемой статье показано, что при изучении световых терминов в гомеровском эпосе, как и в античных текстах более позднего времени, ученый осознавал их место во всем известном ему богословском, философском и историко-культурном контексте.

Ключевые слова: древнегреческий язык, гомеровский эпос, лексическая семантика, светообозначения

Для цитирования:
Малинаускене Н.К. А.Ф. Лосев об обозначениях света в древнегреческой традиции: Гомер. Аристей XXVIIΙ (2023): 17–25.


N.K. Malinauskene
A.F. Losev on the designations of light in the ancient Greek tradition: Homer

Abstract: The article discusses A.F. Losev's analysis of a group of designations of light in the works by Homer, which became the source for the further Greek tradition. In his terminological studies, the scholar often turned to light designations in the works by other ancient authors, in particular Plato and especially the Neoplatonists, considering them in relation to both semantically similar names of color and brilliance as well as their antonyms – designations of darkness. Studying Homer, Losev attracts only basic light representations, starting with the most general terms (the noun φάος 'light', the verb λάμπω 'to illuminate', 'shine', 'glitter') and noting the absence of some derivatives from the noun φάος, since Homer is not at all interested in light itself, without any aesthetic connotations. The adjective λαμπρός, in which the light is connected with glitter, the verb λάμπω 'to shine', the participle from λαμπετάω as well as the noun φάος and its derivatives (φαεινός 'light', φαέθων 'brilliant', the compound φαεσίμβροτος '(bearing) light to the mortals', verbs φαείνω 'shine' and φαίνω 'show, manifest') are related by Homer to the same objects and phenomena: the sun, the moon, the dawn, the stars, weapons, armor, clothing, and eyes. A number of other words associated with the notions of light and shine are also analyzed – the nouns αὐγή, αἴγλη, σέλας, the verbs στίλβω, μαρμαίρω, the participles of the verbs γανάω and *γλαυκιάω, the adjectives φαεινός, φαίδιμος, φαέθων, φαιδρός, σιγαλόεις and their various derivatives. As a result, Losev states that Homer knows the most subtle differences in light sensations and perceptions, numerous emotional and aesthetic shades, and all his things are «beautiful» and immersed in endless light and color waves. The article shows that when studying light terms in the Homeric epic, as well as in ancient texts of later time, the scholar realized their place in all the theological, philosophical, historical and cultural context known to him.

Keywords: ancient Greek, Homeric epic, lexical semantics, light designations

To cite this article: Malinauskiene N.K. A.F. Losev on the designations of light in the ancient Greek tradition: Homer. Aristeas XXVIII (2023): 17–25.

Литература/References
Beekes R.S.P., van Beek L. 2010: Etymological Dictionary of Greek. Т. II. Leiden; Boston:
Brill.
Gehring A. 1891: Index Homericus. Leipzig.
Losev A.F. 1954: Esteticheskaya terminologiya rannej grecheskoj literatury (epos i lirika)
[Aesthetic terminology of the Early Greek literature (epic and lyric)]. Uchyonye zapiski
MGPI im. V.I. Lenina [Scientific notes MGPI named after V.I. Lenin] 83: 45–183.
Лосев А.Ф. Эстетическая терминология ранней греческой литературы (эпос и
лирика). Учёные записки МГПИ им. В.И. Ленина 83 (1954): 45–183.
Losev A.F. 1963: Istoriya antichnoj estetiki. Rannyaya klassika [The history of ancient
aesthetics. Early classics]. Moscow: Vysshaya shkola.
Лосев А.Ф. История античной эстетики. Ранняя классика. М.: Высшая шко-
ла, 1963.
Losev A.F. 1996: Gomer [Homer]. Moscow: Molodaya gvardiya.
Лосев А.Ф. Гомер. М.: Молодая гвардия, 1996.
Losev A.F. 1997: Filosofiya imeni u Platona [The philosophy of the name in Plato]. In:
Losev A.F. Imya. Izbrannye raboty, perevody, besedy, issledovaniya, arhivnye materialy
[Name. Selected works, translations, dialogues, studies, archive materials]. SPb.: Aletejya.
Лосев А.Ф. Философия имени у Платона. В кн.: Лосев А.Ф. Имя. Избранные
работы, переводы, беседы, исследования, архивные материалы. СПб.: Але-
тейя, 1997.
Malinauskene N.K. 2023: Oboznacheniya sveta v epose Gomera: sushchestvitel'noe
φάος/φόως i rodstvennye emu slova [The designations of light in Homer's epic: the noun φάος/φόως and related words]. Aristej. Vestnik klassicheskoj filologii i antichnoj istorii [Aristeas. Philologia classica et historia antiqua] 27: 72–80.
Малинаускене Н.К. Обозначения света в эпосе Гомера: существительное φάος/
φόως и родственные ему слова. Аристей. Вестник классической филологии и
античной истории 27 (2023): 72–80.
Sadykova N.K. 1975: K voprosu ob epicheskom sinkretizme [To the question of epic
syncretism]. Vestnik MGU. Filologiya [Journal of MGU. Philology] 1: 73–82.
Садыкова Н.К. К вопросу об эпическом синкретизме. Вестник МГУ. Филоло-
гия 1 (1975): 73–82.
Schmidt J.H.H. 1876–1886: Synonymik der griechischen Sprache. Bd. 1–4. Leipzig, Teubner.
Veselovskij A.N. 1940: Iz istorii epiteta [From the history of epithet]. In: Veselovskij A.N.
Istoricheskaya poetika [Historical poetics]. Moscow.
Веселовский А.Н. Из истории эпитета. В кн.: Веселовский А.Н. Историческая
поэтика. М., 1940.



Автор / Author:
Н.К. Малинаускене / N.K. Malinauskene



If a building becomes architecture, then it is art