Российский фонд содействия образованию и науке
Университет Дмитрия Пожарского


АРИСТЕЙ
ВЕСТНИК КЛАССИЧЕСКОЙ ФИЛОЛОГИИ И АНТИЧНОЙ ИСТОРИИ
DOI: 10.53084/22209050_2023_27_48
И.П. Рушкин
Платейский закон о беге с оружием на Элевтериях и марафонское сражение

Аннотация: Филострат в сочинении «О гимнастике» сообщает, что в Платеях существовал закон о специфическом беге с оружием на Элевтериях – играх, учрежденных в память о победе над персами. Закон говорил, что если победивший в этом беге станет участвовать в нем вновь и на этот раз проиграет, то его следует казнить. Филострат сообщает об одном случае повторного участия после победы, благополучно закончившегося второй победой. Такой случай известен также из надписей об атлете из Милета. Само существование либо долговечность такого закона подвергались сомнению. В этой статье мы приводим аргументы в пользу того, что закон был достаточно естественен и оснований для сомнений в нем нет, а также высказываем предположение о причинах его возникновения. Дело в том, что культ погибших в Платеях обычно
связывают только с погибшими в платейском сражении, но, как мы показываем, очень вероятно, что платейцы мыслили марафонскую и платейскую битвы как тесно связанные, парные события. В этом платейцы были уникальны: единственные прочие греки, участвовавшие в обеих битвах, были афиняне, но в их традиции значение платейской битвы впоследствии принижалось из-за противостояния со Спартой. По нашей гипотезе, крайняя нежелательность поражения после победы в этом беге была связана именно с этим сплетением двух военных побед в традиции платейцев, а также, возможно, с героическим культом предводителя платейцев в обоих сражениях.

Ключевые слова: платейский закон о беге с оружием, платейский культ павших, Филострат, греческая атлетика, Элевтерии, бег с оружием, гоплитодромия, платейское сражение, марафонское сражение, Аримнест

Для цитирования:
Рушкин И.П. Платейский закон о беге с оружием на Элевтериях и марафонское сражение. Аристей XXVII (2023): 48–58.


I.P. Rushkin
Plataean Law on the Armed Race in the Eleutheria and the Battle of Marathon

Abstract: In his "Gymnasticus" Philostratus describes a Plataean law about a peculiar type of armed race in the Eleutheria – the games that were established to commemorate the Greek victory against Persians. The law stated that if a former winner participated in this event again and lost, he had to be executed. Philostratus also describes one instance of such repeated participation, which happily ended with another victory. Moreover, one such case is known from some inscriptions about a Milesian athlete. Doubts have been expressed about the existence, or permanence, of such a law. In this paper we argue that such a law would be natural enough and there are no grounds for doubting it. We also make a conjecture about its cause. The cult of the fallen warriors in Plataea is usually thought to have been only about those who fell in the battle of Plataea, but we argue that it is very likely that Plataeans thought of the battle of Marathon and the battle of Plataea as closely related, coupled events. In this Plataeans were unique: the only other Greek participants in both events were Athenians, but in their tradition the importance of the battle of Plataea was later downplayed because of their conflict with Sparta. According to our conjecture, the extreme aversion to a defeat after a victory in this race is directly related to these two military victories being intertwined in the Plataean tradition. It may also be related to
the heroic cult of the man who led the Plataean contingent in both these battles.

Keywords: Plataean law on armed race, Plataean cult of the fallen, Philostratus, Greek athletics, Eleutheria, armed race, hoplitodromia, the battle of Plataea, the battle of Marathon, Arimnestus

To cite this article: Rushkin I.P. Plataean Law on the Armed Race in the Eleutheria and the Battle of Marathon. Aristeas XXVII (2023): 48–58.

Литература/References
Bremmer J.N. 2006: The Rise of the Hero Cult and the New Simonides. Zeitschrift für
Papyrologie und Epigraphik 158: 15–26.
Cartledge P. 2013: After Thermopylae: The Oath of Plataea and the End of the Graeco-
Persian Wars. Oxford.
Harris H. 1964: Greek Athletes and Athletics. London.
Huxley G.L. 1963. Aeimnestos the Plataian. Greek, Roman and Byzantine Studies 4(1): 5–7.
Jüthner J. 1909: Philostratos über Gymnastik. Leipzig.
McCabe D.F. 1984: Miletos Inscriptions. Texts and List. The Princeton Project on the
Inscriptions of Anatolia, The Institute for Advanced Study. Princeton.
McCabe D.F. 1985: Didyma Inscriptions. Texts and List. The Princeton Project on the
Inscriptions of Anatolia, The Institute for Advanced Study. Princeton.
Mikalson J.D. 1975: The Sacred and Civil Calendar of the Athenian Year. Princeton.
Raaflaub K.A. 1985. Die Entdeckung der Freiheit: zur historischen Semantik und Gesellschaftsgeschichte eines politischen Grundbegriffes der Griechen. München.
Sansone D. 1992. Greek athletics and the genesis of sport. University of California Press.


Автор / Author:
И.П. Рушкин / I.P. Rushin



If a building becomes architecture, then it is art