Российский фонд содействия образованию и науке
Университет Дмитрия Пожарского


АРИСТЕЙ
ВЕСТНИК КЛАССИЧЕСКОЙ ФИЛОЛОГИИ И АНТИЧНОЙ ИСТОРИИ
DOI: 10.53084/22209050_2023_27_144
И.В. Хорькова
Место numina в римском пантеоне

Аннотация: Статья посвящена давно дискутируемому в антиковедении вопросу о сущности и роли богов римского пантеона, именуемых numina в трудах античных авторов и с этим же названием часто рассматриваемых в научной литературе. В статье анализируется дискуссия по numina, происходившая в конце XIX – начале XX в., приводится обширный список numina, содержащийся в сочинениях Тертуллиана, Арнобия и Аврелия Августина, и ставится вопрос об источнике информации христианских авторов по этому вопросу. Основным источником автор считает несохранившийся труд Варрона «Antiquitates rerum divinarum», что косвенно доказывает древность происхождения numina.

Ключевые слова: римский политеизм, numina, Indigitamenta, римский пантеон, христианские авторы, язычество

Для цитирования: Хорькова И.В. Место numina в римском пантеоне. Аристей XXVII (2023): 144–154.

I.V.Khor'kova
Place of numina in the Roman pantheon

Abstract: The article deals with the long-debated issue of the essence and role of the gods of the Roman pantheon, called numina in the works of ancient authors and with the same name often considered in scientific literature. The article considers the discussion on numina, which took place in XIX – XX centuries, an extensive list of numina is given, contained in the works of Tertullian, Arnobius and Aurelius Augustine, and the source of information of Christian authors on this issue is asked. The author considers the main source to be Varro's unsaved work "Antiquitates rerum divinarum", which indirectly proves the antiquity of the origin of numina.

Keywords: Roman polytheism, numina, Indigitamenta, Roman pantheon, Christian authors, paganism

To cite this article: Khor'kova I.V. Place of numina in the Roman pantheon. Aristeas XXVII (2023): 144–154.

Литература/References
Ambrosch J.A. 1843: Über die Religionsbücher der Römer. Bonn.
Arnobii 1875: Adversus nationes libri septem. Hrsg. von A. Reifferscheid. Vindobonae.
Bailey C. 1932: Phases in the religion of ancient Rome. Berkeley.
Blomkvist E.E. 1956: Krest'yanskie postrojki russkikh, ukraincev i belorusov [Peasant
buildings of Russians, Ukrainians and Belarusians]. In: Vostochnoslavyanskiy etnograficheskiy sbornik [East Slavic ethnographic collection]. Moscow.
Бломквист Е.Э. Крестьянские постройки русских, украинцев и белорусов.
В кн.: Восточнославянский этнографический сборник. М., 1956.
Bouché-Leclercq A. 1874: Les Pontifes de l'ancienne Rome. Paris.
Boyancé P. 1972: Etudes sur la religion romaine. Rome.
De Francisci P. 1959: Primordia civitatis. Roma.
Grenier A. 1925: Le génie romain dans la religion, la pensée et l'art. Paris.
Kettner G. 1877: Cornelius Labeo. Ein Beitrag zur Quellenkritik des Arnobius. Naumburg.
Khor'kova I.V. 2018: Suffiksaciya kak sposob obrazovaniya teonimov v rimskikh
sakral'nykh knigakh [Suffixation as a way of formation theonyms in Roman sacred books]. Indoevropejskoe yazykoznanie i klassicheskaya filologiya [ Indo-European linguistics and classical philology] 22: 1319–1328.
Хорькова И.В. Суффиксация как способ образования теонимов в Римских са-
кральных книгах. Индоевропейское языкознание и классическая филология 22
(2018): 1319–1328.
Khor'kova I.V. 2020: Etimologii teonimov v trudakh khristianskikh apologetov [Etymologies of Theonyms in the Writings of Christian Apologists]. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo lingvisticheskogo universiteta. Gumanitarnye nauki [Bulletin of Moscow State Linguistic University. Humanities] 12 (841): 186–199.
Хорькова И.В. Этимологии теонимов в трудах христианских апологетов. Вест-
ник Московского государственного лингвистического университета. Гуманитарные науки 12 (841) (2020): 186–199.
Mayorov G.G. 1979: Formirovanie srednevekovoj filosofii (latinskaya patristika) [Formation of medieval philosophy (Latin patristics)]. Moscow.
Майоров Г.Г. Формирование средневековой философии (латинская патристи-
ка). М., 1979.
Preller L. 1883: Römische Mythologie. Berlin.
Rybakov B.A. 1987: Yazychestvo Drevney Rusi [Paganism of Ancient Russia]. Moscow.
Рыбаков Б.А. Язычество Древней Руси. М., 1987.
Shtaerman E.M. 1985: Ot religii obshchiny k mirovoj religii [From community religion
to world religion]. In: Kul'tura drevnego Rima [Culture of ancient Rome]. Vol. I. Moscow,
106–210.
Штаерман Е.М. От религии общины к мировой религии. В кн.: Культура древ-
него Рима. Т. 1. М., 1985. 106–210.
Shtaerman E.M. 1987: Social'nye osnovy religii drevnego Rima [Social fundamentals of
religion of ancient Rome]. Moscow.
Штаерман Е.М. Социальные основы религии древнего Рима. М., 1987.
Sitte A. 1970: Mythologische Quellen des Arnobius. Wien.
Stolz F. 1896: Zur Bildung und Erklärung der römischen Indigeten-Namen. Archiv für
lateinische Lexicographie und Grammatik mit Einschluss des älteren Mittellateins 10: 151–175.
Tullius F. 1934: Die Quellen des Arnobius im 4, 5 und 6 Buch seiner Schrift Adversus
nations. Berlin.
Usener H. 1948: Götternamen. Versuch einer Lehre von der religiosen Begriffsbildung.
Frankfurt am Main.
Varro 1976: Varro. Antiquitates rerum divinarum. Ed. B. Cardauns. Wiesbaden.
Wissowa G. 1902: Religion und Kultus der Römer. München.

Автор / Author:

И.В. Хорькова / I.V. Khorkova

If a building becomes architecture, then it is art