Российский фонд содействия образованию и науке
Университет Дмитрия Пожарского


АРИСТЕЙ
ВЕСТНИК КЛАССИЧЕСКОЙ ФИЛОЛОГИИ И АНТИЧНОЙ ИСТОРИИ
DOI: 10.53084/22209050_2023_27_131
Я.Л. Забудская
Трагические символы в «Энеиде» Вергилия

Аннотация: Соотнесенность «Энеиды» Вергилия с трагедией может быть рассмотрена в нескольких аспектах. Первый – аспект жанра: специфика определения трагедии в Средние века привела к тому, что поэма Вергилия характеризовалась как трагедия. Второй аспект – эмоциональный: изображение страданий Дидоны позволяет трактовать соответствующие части повествования Вергилия как трагические. Наконец, третий аспект – образный: изображаемые события характеризуются посредством трагических образов и символов. Иногда это оформляется лексически (veluti… scaenis), иногда связь с трагедией предстает на уровне аллюзий: отдельные эпизоды перекликаются с
трагедией по смежности или по сходству, например, образы Полидора и Андромахи отсылают к «Гекубе» и «Андромахе» Еврипида, эпизод гибели Дидоны перекликается со сценой Эвадны из его же «Просительниц»; эпизоды эпифании могут быть истолкованы как своего рода эпическая версия deus ex machina (эпизод с Келено, III 245–258), а Эринии (Фурии) выступают как трагические символы в ключевых эпизодах повествования. С одной стороны, лексический семантический ряд, «ядром» которого выступает Эриния, – это способ драматизации повествования (в жанровом смысле). Появление Эринии указывает на трагический перелом судьбы. С другой стороны, упоминание
Эринии (Фурии, Диры) в III, IV, VI, VII, VIII, X, XII книгах, если и соответствует цели-
ком идее противопоставления нечетных «эпических» и четных «трагических» книг, но показательно ей близок. Таким образом, образы Эриний выполняют и функцию композиционную. Наконец, существеным оказывается и идейный уровень. Трагическое начало (конфликтное) противостоит эпическому (отражающему идеологию мира и будущей империи). Трагические образы служат специфической интертекстуальности поэмы: литературные аллюзии ценны не фактом знакомства с литературной традицией, а важными для идейного уровня поэмы смыслами.

Ключевые слова: Эриния, поэтическая техника, аллюзия, жанр, трагедия, образность

Для цитирования: Забудская Я.Л. Трагические символы в «Энеиде» Вергилия. Аристей XXVII (2023): 131–143.

Ya.L. Zabudskaya
Tragic Symbols in Virgil's Aeneid

Abstract: The correlation between Virgil's Aeneid and tragedy can be considered in several aspects. The first is the aspect of genre: the specificity of the definition of tragedy in the Middle Ages led to Virgil's poem being characterised as a tragedy. The second aspect is an emotional one – the depiction of Dido's suffering allows us to interpret the relevant parts of Virgil's narrative as tragic. Finally, the third aspect is figurative: the events are characterised through tragic imagery and symbols. Sometimes it is expressed lexically (veluti... scaenis), while at other times it is allusive – either by connection or similarity, for example, the images of Polydor and Andromache recall Euripides' Hecube and Andromache, the scene of Dido's death echoes the scene of Evadne in Suppliants, the epiphany may be interpreted as a kind of epic version of deus ex machina (the episode with Kelaeno, III 245–258), and the Furies appear as tragic symbols in key episodes of the poem. On the one hand, the lexical semantic series, where Erinys is the "core", is a way of dramatizing the narrative (in the genre
sense). The appearance of Erinys indicates a tragic reversal of fortune. On the other hand, the mentioning of Erinys (Furia, Dira) in books III, IV, VI, VII, VIII, XII, even not fully
corresponding to the idea of contrasting odd-numbered "epic" and even-numbered "tragic" books, is demonstratively close to it. Thus, the imagery of the Erinyes also has a compositional function. Finally, the ideological level is also significant. The tragic (conflictual) element contrasts with the epic (reflecting the ideology of peace and the future empire). The tragic images serve the specific intertextuality of the poem: literary allusions are valuable not because of their familiarity with a literary tradition, but because they are important for the poem's ideological level.

Keywords: Erinys, poetic technique, allusion, genre, tragedy, imagery

To cite this article: Zabudskaya Ya.L. Tragic Symbols in Virgil's Aeneid. Aristeas XXVII
(2023): 131–143.

Литература/References
von Albrecht M. 1970: Zur Tragik von Vergils Turnusgestalt: Aristotelisches in der
Schlusszene der Aeneis. In: Festschrift E. Zinn. Tübingen. 1–5.
Barenstein J. 2018: Carta XIII de Dante Alighieri a Cangrande della Scala. Traducción.
Mutatis Mutandis: Revista Internacional de Filosofía 10: 143–176.
Brown A.L. 1984: Eumenides in Greek Tragedy. Classical Quoterly 34: 260–281.
Conway R.S. 1931: Vergil's Creative Art. Annual Lecture on Aspects of Art. From the
Procedings of the British Academy, Volume XVII. London.
Curtin T.A. 1947: Aristotelian Elements of Tragedy in the Fourth Book of the Aeneid.
Loyola University Chicago.
Feder L. 1954: Vergil's Tragic Theme. The Classical Journal 49, 5: 197–209.
Fenik B.C. 1960: The influence of Euripides on Vergil's Aeneid. Diss. Princeton.
Fowler H.N. 1898: Portraits of Virgil. The School Review 6, 8: 598–605.
Goldberg S. 1996: The fall and rise of Roman Tragedy. Transactions of the Americal
Philological Association 126: 265–286.
Hardie P. 1997: Virgil and Tragedy. In: Martindale C. (ed.) The Cambridge Companion to
Virgil. Cambridge University Press. 312–326.
Hardie P.R. 1991: The Aeneid and the Oresteia. Proceedings of the Virgil Society 20:
29–45.
Heinze R. 1993: Vergil's Epic Technique, tr. H. and D. Harvey and F. Robertson. Bristol.
Highbarger E.L. 1948: The Tragedy of Turnus: A Study of Vergil, Aeneid XII. The Classical Weekly 41, 8: 114–124.
Kelly H.A. 1979: Tragedy and the performance of tragedy in late Antiquity. Traditio 35:
21–44.
Kennedy D. 1992: 'Augustan' and 'Anti-Augustan': Reflections on Terms of Reference.
In: Roman Poetry and Propaganda in the Age of Augustus. Bristol. 26–58.
Khlodovskij R.I. 1984: Dante i Vergilij. (Literatura ital'yanskogo Vozrozhdeniya i tradicii
antichnoj klassiki) [Dante and Virgil. (Literature of the Italian Renaissance and the traditions of the ancient classics)]. In.: Antichnoe nasledie v kul'ture vozrozhdeniya [Ancient heritage in the culture of the Renaissance]. Moscow. 154–158.
Хлодовский Р.И. Данте и Вергилий. (Литература итальянского Возрождения и
традиции античной классики). В кн.: Античное наследие в культуре возрожде-
ния. М., 1984.154–158.
Knight W.F. Jackson 1932: Virgil's Troy: Essays on the Second Book of the Aeneid. Oxford.
Konig A. 1970: Die Aeneis und die griechische Tragodie: Studien zur imitatio-Technik
Vergils. Berlin.
Leo F. 1878: Senecae tragoediae I: De Senecae tragoediis observationes criticae. Berlin.
Lyne R.O.A.M. 1987: Further Voices in Vergil's Aeneid. Oxford.
Mac Góráin F. 2018: Vergil's Sophoclean Thebans. Vergilius 64: 131–156.
Moles J.L. 1984: Aristotle and Dido's hamartia. Greece & Rome 31: 48–63.
Oliver L.M. 2013: Vergil's use of the deus ex machina in the Aeneid. Diss. University
of Iowa.
Panoussi V. 1998: Epic Transfigured: Tragic Allusiveness in Vergil's Aeneid. Diss. Brown
University.
Panoussi V. 2009: Vergil's Aeneid and Greek Tragedy: Ritual, Empire, and Intertext.
Cambridge University Press.
Sikes E.E. 1923: Roman Poetry. London.
Stabryla S. 1970: Latin Tragedy in Virgil's Poetry. Wroclaw.
Swanepoel J. 1995: Infelix Dido. Vergil and the notion of the tragic. Akroterion 40: 30–46.
Takho-Godi A.A. 1999: Stilisticheskij smysl khtonicheskoj mifologii v «Argonavtike»
Apolloniya Rodosskogo [The Stylistic Meaning of Chthonic Mythology in Apollonius of
Rhodes' Argonautica]. In: Takho-Godi A.A., Losev A.F. Grecheskaya kul'tura v mifakh, simvolakh i terminakh [Greek Culture in Myths, Symbols and Terms]. Saint Petersburg. 592–609.
Тахо-Годи А.А. Стилистический смысл хтонической мифологии в «Аргонав-
тике» Аполлония Родосского. В кн.: Тахо-Годи А.А., Лосев А.Ф. Греческая
культура в мифах, символах и терминах. Спб., 1999. 592–609.
Tarrant R.J. 1997: Poetry and power: Virgil's poetry in contemporary context. In: Martindael C. (ed.) The Cambridge Companion to Virgil. Cambridge University Press. 169–187.
Wigodsky M. 1972: Vergil and Early Latin Poetry. Wiesbaden.
Zabudskaya Ya.L. 2020: Tragediya kak istochnik syuzhetov grecheskoj vazopisi [Tragedy as a source of plots for Greek vase-painting]. Vestnik drevney istorii [Journal of Ancient History] 1: 101–114.
Забудская Я.Л. Трагедия как источник сюжетов греческой вазописи. ВДИ 1
(2020): 101–114.
Zabudskaya Ya.L. 2022: Eriniya kak obraz tragedii. Semantika i vizualizaciya [Erinys as
an image of tragedy: semantics and visualization]. Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 9: Filologiya [Moscow University Bulletin. Series 9. Philology] 1. 108–120.
Забудская Я.Л. Эриния как образ трагедии. Семантика и визуализация. Вест-
ник Московского университета. Серия 9: Филология. М., (2022) 1: 108–120.
Zorzetti N. 1990: Tragici Latini. In: Enciclopedia Virgiliana. Vol. 5. Rome. 245–247.

Автор / Author:

Я.Л. Забудская / Ya.L. Zabudskaya

If a building becomes architecture, then it is art