Российский фонд содействия образованию и науке
Университет Дмитрия Пожарского


АРИСТЕЙ
ВЕСТНИК КЛАССИЧЕСКОЙ ФИЛОЛОГИИ И АНТИЧНОЙ ИСТОРИИ
DOI: 10.53084/22209050_2023_27_116
Е.В. Приходько
Понятие «оракул» как создание античной культуры

Аннотация: Два синонимичных мантических термина μαντεῖον и χρηστήριον функционировали в греческом языке на протяжении всей его истории, от поэм Гомера и до византийских авторов. Их значение от века к веку оставалось неизменным, и служили они для обозначения «оракула». Но кого древние эллины называли оракулом? Какое представление нашло отражение в этом понятии? Эллины верили, что оракул – это вещий дух места. Он был для них неким анимистическим существом, которое занимало промежуточное положение между миром богов и миром людей и исполняло обязанности посредника между этими мирами. Оракул порождался Геей либо возникал на том месте, где произошло какое-то особое событие, и всегда незримо обитал именно там, где он родился. Каждый оракул находился в подчинении у какого-либо божества, чаще всего у Аполлона. В прорицалище, которое люди устраивали на месте обитания оракула, тот осуществлял связь между божеством и жрецом, передавая ответы бога просителям. Не будучи полноценным божеством, оракул не был причастен бессмертию и, какой бы долгой ни была жизнь оракула, в конце концов он умирал. Термин «оракул» обладал универсальным характером и использовался в письменных источниках любого жанра, даже в вырезанных на камне декретах. Понимание значения и принципа функционирования этого термина дает возможность правильно истолковывать свидетельства античных авторов и оценивать события далекого прошлого так, как их воспринимали сами эллины.

Ключевые слова: μαντεῖον, χρηστήριον, оракул, Аполлон, Дельфы, Патары, Сура, малоазийский оракул по пяти астрагалам, алфавитный оракул, остров Левка

Для цитирования: Приходько Е.В. Понятие «оракул» как создание античной культуры. Аристей. XXVII (2023): 116–130.

E.V. Prikhodko
The notion of "oracle" as the creation of ancient culture

Abstract: Two synonymous mantic terms μαντεῖον and χρηστήριον have functioned in the Greek language throughout its history from Homer's poems to Byzantine authors. Their meaning from century to century remained unchanged, and they were created to mean "oracle". But who or what did the ancient Greeks call an oracle? What idea is reflected in this notion? The Greeks believed that the oracle was the prophetic spirit of the place. It was a kind of animistic being that occupied an intermediate position between the world of the gods and that of people and acted as an intermediary between these worlds. The oracle brought to birth by Gaia or arose at the place where a particular event happened and always invisibly dwelt in same place. Each oracle was subordinate to some deity, most often to Apollo. In the sanctuary, which people arranged in the habitat of the oracle, the oracle carried out a connection between the deity and the priest, conveying the responses of the god to the enquirers. Not being a real deity, the oracle did not possess immortality, and no matter how long the life of the oracle was, he eventually died. The term "oracle" had a universal character and was used in written sources of any genre, even in decrees carved in stone. Knowledge of
the meaning and principle of functioning of this term makes it possible to correctly interpret the evidence of ancient authors and to evaluate historical events as they were perceived by the Greeks themselves.

Keywords: μαντεῖον, χρηστήριον, oracle, Apollo, Delphi, Patara, Sura, dice oracle of Asia
Minor, alphabetical oracle, island of Leuke

To cite this article: Prikhodko E.V. The notion of "oracle" as the creation of ancient culture. Aristeas XXVII (2023): 116–130.

Литература/References
Arrian 1836: Arriana Peripl Ponta Evksinskogo. Per. A. Fabra [Arrian's Periplus of the
Euxine Sea. Transl. by A. Fabr]. Odessa.
Арриана Перипл Понта Евксинского. Пер. А. Фабра. Одесса, 1836.
Arrian 1890: Ob"yezd Evksinskogo Ponta. Per. P.I. Prozorova [Periplus of the Euxine
Sea. Transl. by P.I. Prozorov]. In: Latyshev V.V. Izvestiya drevnikh pisateley grecheskikh i
latinskikh o Skifii i Kavkaze. T. I. Grecheskiye pisateli [Information of ancient writers about Scythia and the Caucasus. Vol. I. Greek writers]. St. Petersburg. 217–228.
Арриан. Объезд Эвксинского Понта. Пер. П.И. Прозорова. В кн.: Латышев В.В.
Известия древних писателей греческих и латинских о Скифии и Кавказе. Т. I.
Греческие писатели. СПб., 1890. 217–228.
Köhler Н.К.Е. 1826: Mémoire sur les îles et la courses consacrées à Achille dans le Pont–Euxin. Mémoires de L'Académie impériale des sciences de St. Pétersbourg 10: 531–819. St. Petersbourg.
Kokkinia Ch. 2000: Die Opramoas–Inschrift von Rhodiapolis. Euergetismus und soziale
Elite in Lykien. (Antiquitas. Reihe 3. Abhandlungen zur Vor- und Frühgeschichte, zur klassischen und provinzial-römischen Archäologie und zur Geschichte des Altertums. Bd. 40). Bonn.
Kolb F. 2007: Akkulturation in der Lykischen 'Provinz' unter römischer Herrschaft. In:
Urso G. (ed.) Tra Oriente e Occidente. Ingeni, Greci e Romani in Asia Minore, Cividale del
Friuli, 28–30 settembre 2006. Pisa. 271–291.
Neumann G. 1962: Beiträge zum Lykischen II. Die Sprache 8: 203–212. = Ausgewählte
kleine Schriften. Innsbruck, 1994. 118–127.
Nollé J. 2007: Kleinasiatische Losorakel. Astragal- und Alphabetchresmologien der
hochkaiserzeitlichen Orakelrenaissance. München.
Okhotnikov S.B., Ostroverkhov A.S. 1993: Svyatilishche Akhilla na ostrove Levke (Zmeinom) [Sanctuary of Achilles on the island of Levka (Zmeinyj)]. Kiyev.
Охотников С.Б., Островерхов А.С. Святилище Ахилла на острове Левке (Зме-ином). Киев, 1993.
Prikhodko E.V. 1999: Dvoynoye sokrovishche. Iskusstvo proritsaniya Drevney Gretsii:
mantika v terminakh [Twofold Treasure. The Art of Divination of Ancient Greece: Mantic in Terms]. Moscow.
Приходько Е.В. Двойное сокровище. Искусство прорицания Древней Греции:
мантика в терминах. М., 1999.
Prikhodko E.V. 2017: Sura – likiyskoye poseleniye s orakulom po rybam. Chast' 3. Protsedura voprosheniya: veshchiy dukh i sluzhiteli [Sura – the Lycian settlement with a fish oracle. Part 3. Mantic procedure: the prophetic spirit and priesthood]. Aristey [Aristeas] XVI: 120–179.
Приходько Е.В. Сура – ликийское поселение с оракулом по рыбам. Часть 3. Про-
цедура вопрошения: вещий дух и служители. Аристей XVI (2017): 120–179.
Prikhodko E.V. 2022: Kak alfavitnyy orakul prevrashchal preddveriya grobnits v svyatilishcha [How an alphabetical oracle transformed the vestibules of tombs into the sanctuaries]. Uchenyye zapiski Petrozavodskogo gosudarstvennogo universiteta [Proceedings of Petrozavodsk State University] 44. 3: 97–103.
Приходько Е.В. Как алфавитный оракул превращал преддверия гробниц в свя-
тилища. Ученые записки Петрозаводского государственного университета
44. 3 (2022): 97–103.
Rusyaeva A.S. 2005: Religiya pontiyskikh ellinov v antichnuyu epokhu. Mify. Svyatilishcha. Kul'ty olimpiyskikh bogov i geroyev [Religion of the Pontic Hellenes in Antiquity. Myths. Sanctuaries. Cults of Olympian Gods and Heroes]. Kiyev.
Русяева А.С. Религия понтийских эллинов в античную эпоху. Мифы. Святили-
ща. Культы олимпийских богов и героев. Киев, 2005.

Автор / Author:

Е.В. Приходько / E.V. Prikhodko

If a building becomes architecture, then it is art