DOI: 10.53084/22209050_2022_26_29
Ю.С. Веселова, П.Ю. Фадеева
«Образ будущего»: о социально-психологических причинах имитации элементов римской культуры в Римской Британии Аннотация: данной статье мы хотим обсудить следующий вопрос: почему коренное население Британии подражало римской культуре? Стоит рассмотреть определенные социально-психологические механизмы, которые позволяют сообществам принимать и воспроизводить элементы другой культуры.
Для понимания этих процессов следует обратиться к понятийному аппарату, предложенному социологами и социальными психологами (см. например, классические работы М. Вебера, а также исследования А.Н. Леонтьева, Д.А. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, рассматривающие мотивы и потребности, «ви́дение будущего», связь между сознанием и деятельностью).
Каждое сообщество формирует для себя образ желаемого будущего и строит на
его основе групповую идентичность. При определенных обстоятельствах (в нашем случае – приход римлян в Британию) местное население вовлекается в социокультурный обмен, оно заимствует элементы другой культуры. На социально-психологическом уровне их задача не просто скопировать, но «приспособить» социокультурные формы, произвести на основе заимствованного материала что-то свое, соответствующее принятому ви́дению будущего. Понятие «воспроизведение» затрагивает более широкий круг явлений, чем «имитация», – от керамического производства (например, римско-британский кубок, украшенный сценой гонок на колесницах) до городских построек (реконструкция Каллевы Атребатов Тогидубном по римскому образцу).
Причины воспроизводства римской культуры и практик в Британии кроются в психологических механизмах формирования групповой идентичности, где элементы макроуровня идентичности (по схеме А. Гарднера) воздействуют на элементы микроуровня.
Ключевые слова: воспроизведение, идентичность, имитация, картина мира, образ будущего, провинция, Римская Британия, ценности
Для цитирования: Веселова Ю.С., Фадеева П.Ю. «Образ будущего»: о социально-
психологических причинах имитации элементов римской культуры в Римской Британии. Аристей XXVI (2022): 29–43.
Yu.S. Veselova, P.Yu. Fadeeva
"Vision of the future": considering the socio-psychological reasons for imitation of Roman culture in Roman Britain Abstract: The paper aims to discuss the following question: why did the native population of Britain imitate elements of Roman culture? It's worth considering certain socio-psychological mechanisms that allow communities to accept and reproduce elements of another culture.
For understanding these processes one should look at conceptual framework proposed by sociologists and social psychologists (e.g. the classical works by M. Weber as well as research by A.N. Leontyev, D.A. Leontyev, S.L. Rubinstein who consider the motives and needs, «vision of the future»; relations between consciousness and activity).
Every community forms a vision of the desired future for itself and builds a group
identity on its basis. In certain circumstances (in our case–the arrival of the Romans in
Britain) native population involved in a social and cultural exchange, it borrows elements from the other culture. On the socio-psychological level, their task is not just
to copy, but to «appropriate» sociocultural forms, to produce on the borrowed material's
basis something of their own, corresponding to the accepted vision of the future.
The concept of «reproduction» affects a wider range of phenomena than «imitation»,
from ceramic production (e.g., a Romano-British beaker decorated with a chariot-racing
scene) to town buildings (the Togidubnus' reconstruction of Calleva according to the
Roman model).
The reasons for the reproduction of Roman culture and practices in Britain lie in the psychological mechanisms of formation of group identity, where the elements of the macrolevel of identity (according to the scheme of A. Gardner) affect the elements of the microlevel.
Keywords: identity, imitation, province, reproduction, Roman Britain, values, vision of the future, world picture
To cite this article: Veselova Yu.S., Fadeeva P.Yu. «Vision of the future»: considering the socio-psychological reasons for imitation of Roman culture in Roman Britain. Aristeas XXVI (2022): 29–43.
Литература/References Baryshnikov A.Ye. 2016: Goroda yugo-vostoka rimskoy Britanii I–II vv. kak tsentry
kul'turnogo vzaimodeystviya [Cities of south-east of the Roman Britain in I–II centuries as centers of cultural interaction]. Kaluga.
Барышников А.Е. Города юго-востока римской Британии I–II вв. как центры
культурного взаимодействия. Дисс. на соискание ученой степени к. ист. н. Ка-
луга, 2016.
Baryshnikov A.Ye. 2017: Urbanizatsiya yugo-vostoka rimskoy Britanii: istoriya Callevy
atrebatov [Urbanization of the south-east of Roman Britain: the history of the Calleva Atrebatum]. Vestnik Nizhegorodskogo universiteta im. N.I. Lobachevskogo [Vestnik of Lobachevsky University of Nizhni Novgorod] 3: 23–32.
Барышников А.Е. Урбанизация юго-востока римской Британии: история Кал-
левы атребатов. Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачев-
ского 3 (2017): 23–32.
Bykova Ye.B. 2003: Obraz budushchego v kartine mira i Ya-kontseptsii lichnosti [The
image of the future in the world picture and the self-concept of personality]. Saint Petersburg.
Быкова Е.Б. Образ будущего в картине мира и Я-концепции личности: Диcс. на
соискание ученой степени к. психол. н. СПб., 2003.
Czernek D. 2013: A Barbarous Imitation of a Roman Denarius from Skowronno Dolne,
gmina Pińczów, Świętokrzyskie Voivodeship. Notae Numismaticae 8: 143–156.
Creighton J. 2000: Coins and power in late Iron Age Britain. Cambridge University Press.
Gardner A. 2007: An Archaeology of Identity. Soldiers and Society in Late Roman Britain.
Walnut Creek, California: Left Coast Press.
Gavrilyuk T.V. 2016: Ponatiye "Obraz budushchego" v kategorial'nom pole fenomenologicheskoy psichologii [The "Image of the future" in the categorial field of the phenomonological psychology]. Obshchestvo: soziologiya, psikhologiya, pedagogika [Society: sociology, psychology, pedagogics] 5: 57–59.
Гаврилюк Т.В. Понятие «Образ будущего» в категориальном поле феноме-
нологической психологии. Общество: социология, психология, педагогика 5
(2016): 57–59.
Gor'kaya Zh.V. 2014: Psikhologiya tsennostey: uchebnoye posobiye [Psychology of values: textbook]. Samara.
Горькая Ж.В. Психология ценностей: учебное пособие. Самара, 2014.
Grigor'eva S.N. 2016: Problema kategorii tsennostey v filosofii, psikhologii, sotziologii i
pedagogike [The problem of the category of values in philosophy, psychology, sociology and pedagogy]. Molodoy uchenyy [Young scientist] 6.2 (110.2): 37–41.
Григорьева С.Н. Проблема категории ценностей в философии, психологии,
социологии и педагогике. Молодой ученый 6.2 (110.2) (2016): 37–41. – URL:
https://moluch.ru/archive/110/27186/ (дата обращения: 23.06.2022).
Grinkevich O.V. 2016: Obraz budushchego v strukture sotsiologicheskogo znaniya [Image of the future in the structure of sociological knowledge]. Trud. Profsoyuzy. Obshchestvo [Labour. Trade union. Society] 3(53): 75–79.
Гринкевич О.В. Образ будущего в структуре социологического знания. Труд.
Профсоюзы. Общество 3 (53) (2016): 75–79.
Haselgrove C. 2016: Cartimandua's capital? The late Iron Age royal site at Stanwick.
York.
Jensen X.P. 2010: Imitation and transformation – Roman militaria in south Scandinavian grave finds. In: XVIth Roman Military Equipment Conference. Zagreb. 177–183.
Jolliffe N. 2014: Dea Brigantia. Archaeological Journal: 35–61.
Leont'yev A.N. 1983: Obraz mira [Image of the world]. In: Leont'yev A.N. Izbrannyye
psikhologicheskiye proizvedeniya [Selected psychological works]. Moscow. 251–261.
Леонтьев А.Н. Образ мира. В кн.: Леонтьев А.Н. Избранные психологические
произведения. М., 1983. 251–261.
Leins M.R.I. 2012: Numismatic data reconsidered: coin distributions and interpretation
in studies of late Iron Age Britain. Newcastle University.
Lyons A. 2013: Roman Pottery Identification. Jigsaw Cambridgeshire.
Mayer P.A. 2016: Sushchnost' i soderzhaniye printsipa yedinstva soznaniya i deyatel'nosti [Nature and content of the principle of unity of consciousness and activity]. Molodoy uchenyy [Young scientist] 15 (119): 406–409.
Майер П.А. Сущность и содержание принципа единства сознания и деятель-
ности. Молодой ученый 15 (119) (2016): 406–409. – URL: https://moluch.ru/
archive/119/33135/ (дата обращения: 22.06.2022).
Perfilova T.B. 1996: Dukhovnoye naslediye britantsev (k voprosu o religioznom kontinuume rimskoy Britanii) [The spiritual heritage of the British (on the question of the religious continuum of Roman Britain)]. Yaroslavskiy pedagoficheskiy vestnik [Yaroslavl pedagogical bulletin] 2: 33–38.
Перфилова Т.Б. Духовное наследие британцев (к вопросу о религиозном кон-
тинууме римской Британии). Ярославский педагогический вестник 2 (1996):
33–38.
Rashkin D. Obraz budushchego v strukture deyatel'nosti [The image of the future in the
structure of activity]. Интернет-издание pandia.ru [Available at pandia.ru]
Рашкин Д. Образ будущего в структуре деятельности. Интернет-изда-
ние pandia.ru – [Электронный ресурс] Режим доступа: https://pandia.ru/
text/77/28/92556.php
Weber M. 1990: Selected works. Moscow.
Вебер М. Избранные произведения: пер. с нем. Сост., общ. ред. и послесл.
Ю.Н. Давыдова; предисл. П.П. Гайденко. М., 1990.
Автор / Author:
Ю.С. Веселова / Yu.S. VeselovaП.Ю. Фадеева / P.Yu. Fadeeva