DOI: 10.53084/22209050_2021_23_83
И.Е. Суриков
Ферекид и ТриптолемАннотация: Во фрагменте, относимом к наследию Ферекида Афинского, историка и мифографа первой половины V в. до н. э. (Pherec. FGrHist. 3. F53 = Apollod. Bibl. I. 5. 2) предложена необычная версия происхождения элевсинского героя Триптолема, которого Деметра научила искусству земледелия, дабы он распространял ее дар по земле. В наиболее популярном варианте мифа отцом Триптолема был царь Элевсина Келей. Есть и другие, маргинальные версии, но среди них особняком стоит именно та, которая предложена Ферекидом: согласно ей, Триптолем был сыном Океана и Земли. Он, таким образом, оказывается перенесен из относительно недавнего (по меркам мифа) времени (традиционно Триптолем – современник Евмолпа и Эрехтея) в гораздо более глубокую древность, в эпоху «первобогов». В заметке высказываются соображения о том, чем это могло быть вызвано. В принципе, не исключено даже, что действитель-
ным автором фрагмента был Ферекид Сиросский.
Ключевые слова: мифография, Ферекид Афинский, Триптолем, Деметра, Элевсин, Ферекид Сиросский, Псевдо-Мусей.
Для цитирования: Суриков И.Е. Ферекид и Триптолем. Аристей XXIII (2021):
83–92.
I.E. Surikov
Pherecydes and TriptolemusAbstract: In a fragment attributed to Pherecydes of Athens, a historian and mythographer of the first half of the 5th century BC (Pherec. FGrHist. 3. F53 = Apollod. Bibl. I. 5. 2) an unusual version is suggested as to the origin of the Eleusinian hero Triptolemus, who was taught the art of agriculture by Demeter and diffused her gift through the earth. In the most popular version of the myth, Celeus, a king of Eleusis, was Triptolemus' father. There are other, marginal versions, but it is the one offered by Pherecydes that stands by itself: according to it, Triptolemus was a son of Oceanus and Gaia. So, he is transferred from relatively recent (in the terms of myth) time (traditionally Triptolemus is a contemporary of Eumolpus and Erechtheus) to much greater antiquity, to the epoch of the "first gods". In this note, the author expresses some considerations on what it could be caused by. In principle, even Pherecydes
of Syros as the true author of the fragment is not excluded.
Keywords: mythography, Pherecydes of Athens, Triptolemus, Demeter, Eleusis, Pherecydes of Syros, Pseudo-Musaeus.
To cite this article: Surikov I.E. Pherecydes and Triptolemus. Aristeas XXIII (2021):
83–92.
Литература/ReferencesBerkowitz L., Squitier K.A. 1986: Thesaurus Linguae Graecae: Canon of Greek Authors
and Works. New York; Oxford.
Bol'shakov A.O., Sushchevskiy A.G. 1991: Geroy i obshchestvo v Drevnem Egipte
[Hero and society in the Ancient Egypt]. Vestnik drevney istorii [Journal of ancient history] 3 (198): 3–27.
Большаков А.О., Сущевский А.Г. Герой и общество в Древнем Египте. Вест-
ник древней истории 3 (198) (1991): 3–27.
Clinton K. The Eleusinian Mysteries and Panhellenism in Democratic Athens. In: Coulson W.D.E., Palagia O., Shear T.L., Shapiro H.A., Frost F.J. (eds.) The Archaeology of Athens and Attica under the Democracy. Oxford. 161–172.
Cosmopoulos M.B. 2015: Bronze Age Eleusis and the Origins of the Eleusinian Mysteries. Cambridge.
Edmonds R.G. 2004: Myths of the Underworld Journey: Plato, Aristophanes, and the 'Orphic' Gold Tablets. Cambridge.
Fehrle E. 1916–1924: Triptolemos. In: Roscher W.V. (ed.) Ausführliches Lexikon der griechischen und römischen Mythologie. Bd. 5. Leipzig. 1128–1140.
Fowler R.L. 1999: The Authors Named Pherecydes. Mnemosyne 52: 1–15.
Fowler R.L. 2007: Early Greek Mythography. I. Texts. Oxford.
Fowler R.L. 2013: Early Greek Mythography. II. Commentary. Oxford.
Geisau H. von 1964: Triptolemos. In: Ziegler K., Sontheimer W. (eds.) Der Kleine Pauly: Lexikon der Antike auf der Grundlage von Pauly's Realencyclopädie der classischen Altertumswissenschaft.
Stuttgart. 964–966.
Graf F. 2011: Text and Ritual: The Corpus Eschatologicum of the Orphics. In: Edmonds R.G. (ed.) The "Orphic" Gold Tablets and Greek Religion: Further along the Path. Cambridge. 53–67.
Jacoby F. 1995: Die Fragmente der griechischen Historiker (FGrHist). Tl. 1: Genealogie und Mythographie. A. Vorrede, Text, Addenda, Konkordanz. Leiden; New York; Köln.
Kazansky N.N. 2020: Gimn Dionisu VI–V vv. do n. e. iz Pantikapeya [A hymn to Dionysus of the 6th–5th centuries BC from Panticapaeum]. Vestnik drevney istorii [Journal of ancient history] 80/4: 896–906.
Казанский Н.Н. Гимн Дионису VI–V вв. до н. э. из Пантикапея. Вестник древней истории 80/4 (2020): 896–906.
Meletinskiy E.M. 1995: Poetika mifa [Poetics of Myth]. Moscow.
Мелетинский Е.М. Поэтика мифа. М., 1995.
Surikov I.E. 2014: Mnogolikaya Klio: Antologiya antichnoy istoricheskoy mysli. T. 1: Vozniknovenie istoricheskoy mysli i stanovlenie istoricheskoy nauki v Drevney Gretsii [Many-faced Clio: An anthology of ancient historical thought. Vol. 1: Beginnings of the historical thought and emergence of the historical science in the Ancient Greece]. St. Petersburg.
Суриков И.Е. Многоликая Клио: Антология античной исторической мысли. Т. 1: Возникновение исторической мысли и становление исторической науки в Древней Греции. СПб., 2014.
Surikov I.E. 2019a: Ferekid Afinskiy – predstavitel' "dogerodotovskogo" etapa antichnogo grecheskogo istoriopisaniya [Pherecydes of Athens as a representative of the "Pre-Herodotean" Stage in Ancient Greek historical writing]. Aristey [Aristeas] 20: 114–142.
Суриков И.Е. Ферекид Афинский – представитель «догеродотовского» этапа античного греческого историописания. Аристей 20 (2019): 114–142.
Surikov I.E. 2019b: Demonologiya Ferekida Afinskogo (k voprosu o fol'klornykh elementakh v sochineniyakh drevneyshikh grecheskikh istorikov [Pherecydes of Athens' demonology (towards the problem of folklore elements in the works of the earliest Greek historians)]. Umbra 8: 74–105.
Суриков И.Е. Демонология Ферекида Афинского (к вопросу о фольклорных элементах в сочинениях древнейших греческих историков). Umbra 8 (2019): 74–105.
Surikov I.E. 2020: Sochinenie Ferekida Afinskogo v kontekste ranneklassicheskogo grecheskogo istoriopisaniya [Pherecydes of Athens' treatise in the context of Early Classical Greek historical writing]. Vestnik drevney istorii [Journal of ancient history] 80/3: 609–632.
Суриков И.Е. Сочинение Ферекида Афинского в контексте раннеклассического греческого историописания. Вестник древней истории 80/3 (2020): 609–632.
Takho-Godi A.A. 1990: Evmolp [Eumolpus]. In: Meletinskiy E.M. (ed.) Mifologicheskiy slovar' [A mythological dictionary]. Moscow. 611.
Тахо-Годи А.А. Эвмолп. В кн.: Мелетинский Е.М. (ред.) Мифологический словарь. М., 1990. 611.
Toye D.L. 1997: Pherecydes of Syros: Ancient Theologian and Genealogist. Mnemosyne 50: 530–560.
Zacharia K. 2003: Sophocles and the West: The Evidence of the Fragments. In: Sommerstein A.H. (ed,) Shards from Kolonos: Studies in Sophoclean Fragments. Bari. 57–76.
Автор / Author:
И. Е. Суриков / I.E. Surikov