А. Грюнерт
Образ ныряльщика в «Беседах на Шестоднев» Василия ВеликогоАннотация: В данной статье дается комментарий к «Шестодневу» Василия Великого (Hex. 2.7.23–36), в котором творение света сравнивается с тем, как ныряльщики под водой выпускают изо рта масло. Это сравнение заимствуют после Василия Великого латиноязычные христианские авторы Амвросий Медиоланский и Беда Достопочтенный в своих комментариях на шестоднев. Существование данной традиции дает повод более внимательно рассмотреть предмет сравнения, т. е. саму практику ныряния, как она описана в античных источниках. Таким образом, в статье будут подробно рассмотрены следующие тексты, упоминающие ныряние с маслом: «Естественная история» Плиния Старшего, «Естественнонаучные вопросы», «Застольные беседы» и трактат «О первом холоде» Плутарха, а также «Галиевтика» Оппиана. Сведения о некоторых
полезных для ныряния свойствах масла, таких как способность не смешиваться с водой и широко растекаться, упомянутых Плутархом, встречаются в Hex 2.7. Сравнение, к которому прибегает Василий Великий, с точки зрения композиции, не находит параллельных мест в остальной части текста, несмотря на то, что тема творения света раскрывается также на протяжении второй и шестой гомилий «Шестоднева». Тем не менее наблюдения, изложенные в данной небольшой статье, имеют ценность в том отношении, что проливают свет на место, малопонятное современному читателю и исследователю «Шестоднева». О последнем говорит уже тот факт, что комментаторы и переводчики Hex. 2.7.23–36 ограничивались до сих пор неполным пояснением к месту, заслуживающему немного больше внимания.
Ключевые слова: античная риторика, концептуальная метафора, медицинская метафора, стоицизм, покаяние в христианстве, раннехристианская проповедь, Эпиктет, Ориген
A.Gryunert
The image of the diver in the "Hexaemeron" of Basil of CaesareaAbstract: The article provides a commentary on the “Hexaemeron” of Basil of Caesarea(Hex. 2.7.23–36) where the creation of the light is compared to the way divers push oil out of their mouths under the water. After Basil of Caesarea this comparison was borrowed by Ambrose of Milan and Bede the Venerable in their commentaries on the hexaemeron. The existence of this tradition justifies a more careful study of the subject of comparison, i.e the diving practice itself as described in ancient testimonies. Thus, the article will consider in detail the following texts mentioning diving with oil: “The Natural History” of Pliny the Elder, Plutarch’s “Causes of Natural Phenomena”, “Table-Talk” and the treatise “On the Principle of Cold”, as well as Oppian’s “Halieutica”. Some properties of oil that are useful for diving, such as the ability to not mix with water and to spread widely, mentioned by Plutarch, occur in Hex 2.7. Regarding the composition the comparison used by Basil does not find any parallels in the rest of the text, despite the fact that the theme of the creation of light is exposed throughout the second and sixth homilies of the “Hexaemeron”. Nevertheless, the observations made in this short article are valuable in that they shed light on a place that modern reader and scholars of the “Hexaemeron” do not fully understand. The latter fact is clear in that commentators and translators of Hex. 2.7.23–36 still had settled for an uncomplete explanation of this place which deserves a little more attention.
Keywords: Basil of Caesarea, hexaemeron, early christian literature, biblical exegesis, cosmology
Литература/ReferencesAmand de Mendieta E., Rudberg S.Y. 1997: Basilius Caesariensis. Homilien zum Hexaemeron.
Ed. by E. Amand de Mendieta, S.Y. Rudberg. Berlin.
Auger, abbé 1788: Basile le Grand. Homélies, discours et lettres choisies. Paris.
Giet S. 1968: Basile de Césarée. Homélies sur l’Hexaéméron. Texte établi et traduit par
S. Giet. Paris.
Jackson Bl. 1895: St. Basil of Caesarea. Hexaemeron. Trans. by Bl. Jackson. Buffalo.
Meeusen M. 2016: Plutarch’s Science of Natural Problems. A Study with Commentary of Quaestiones Naturales. Leuven.
Naldini M. 1990: San Basilio. Sulla Genesi. Omelie sull’ Esamerone. Tradotto da M. Naldini. Milano.
Robbinson F. 1925: The hexaemeral literature: a study of the Greek and Latin commentaries on Genesis. Chicago.
Sandbach F.H. 1957: Plutarch. Moralia. Vol. XII. Translated by F.H. Sandbach. Cambridge, MA.
Stegmann A. 1925: Des heiligen Kirchenlehrers Basilius des Grossen ausgewählte Schriften. Übersetzt von A. Stegmann. Kempten; München.
1775: On the Stilling of Water by Waves by Means of Oil: Extracted from Letters between Benjamin Franklin, LL. D. F.R.S. William Brownrigg and the Rev. Mr. Farith. The Monthly Review; or Literary Journal 52: 325–328: https://books.google.ch/books?id=G_JdAAAAc
AAJ&pg=PA325&dq=omne+oleo+tranquillari&hl=ru&sa=X&ved=0ahUKEwiYuoaeoc_
fAhVhtIsKHae4B_wQ6AEINzAC#v=onepage&q=omne%20oleo%20tranquillari&f=false
(дата обращения: 02.01. 2019)
Автор / Author:Анна Грюнерт / Anna Grünert