Российский фонд содействия образованию и науке
Университет Дмитрия Пожарского


АРИСТЕЙ
ВЕСТНИК КЛАССИЧЕСКОЙ ФИЛОЛОГИИ И АНТИЧНОЙ ИСТОРИИ
И.М. Никольский
Образ Карфагена в политической идеологии вандальского королевства: «матерь Асдингам» или «возрождающийся Феникс»?

Аннотация: В статье на материале сочинений латинских авторов, живших в вандальской Африке на рубеже V–VI вв. (Флорентин, Драконций), рассматривается вопрос: как – и с какой целью – конструировался образ Карфагена, столицы королевства вандалов, в местной литературе этого периода. Основной вывод состоит в том, что его изображение в соответствующих источниках, вне всякого сомнения, политически ангажированное, служило средством не только про-вандальской пропаганды («Карфаген – матерь Асдингам»), как убеждены большинство исследователей, занимающихся
этим вопросом, но и анти-вандальской («возрождающийся Феникс»).

Ключевые слова: Карфаген, вандалы, Северная Африка, Драконций, Флорентин, панегирик

I. M. Nikolsky
The Image of Carthage in Political Ideology of the Vandal Kingdom. ‘The Homeland of Asdingui’ or a ‘Phoenix Risen’.

Abstract: In the paper on material of the works by the Latin authors who lived in the Vandal
Africa at the turn of the 6-th century (Florentinus, Dracontius) the question is examined:
how – and for what purpose – could an image of Carthage, the capital of the Vandal kingdom, be constructed in the local literature. The main conclusion is that its representation in these sources, undoubtedly politically motivated, could be an instrument not only of pro-Vandal propaganda (Carthage – ‘Homeland of Asdingui’), as the most researchers studying this question believe, but also of anti-Vandal one (‘Phoenix Risen’).

Keywords: Carthage, Vandals, North Africa, Dracontius, Florentinus, panegyric


Литература/References
Bisanti A. 2010: Retorica e declamazione nell’Africa vandalica. Draconzio, l’‘Aegritudo
Perdicae’, l’‘Epistula Didonis ad Aeneam’. In: Petrone G., Casamento A. Palermo (eds.)
‘Studia... in umbra educata’. Percorsi della retorica latina in età imperiale. Palermo. 189–221.
Bouquet J. 1995: La Tragédie d’Oreste. Poèmes profanes I–V. Texte établi et traduit par
J. Bouquet. Introduction par J. Bouquet, É. Wolff. Dracontius. OEuvres. T. III. Paris.
Brown S.S. 1991: Late Carthaginian Child Sacrifice and Sacrificial Monuments in Their
Mediterranean Context. Sheffield.
Buecheler F., Riese A. 1894: Anthologia Latina sive poesis Latinae supplementum. Pars
prior: Carmina in codicibus scripta. Fasciculus I. Libri Salmasiani aliorumque carmina.
Leipzig.
Clover F. 1986: Felix Karthago. Dumbarton Oakes Papers 40: 1–16.
Conant J. 2012: Staying Roman: Conquest and Identity in Africa and the Mediterranean,
439–700. Cambridge; New York.
Gasparov M.L. 1982: Kontroversiya o statuye khrabrogo muzha [Controversy about the
statue of a brave man]. In: Gasparov M.L. (ed.) Pozdn’aya latinskaya poeziya [Late Latin
Poetry]. Moscow. 572–581.
Гаспаров М.Л. (ред.) Контроверсия о статуе храброго мужа. В кн.: Гаспаров М.Л. (ред.). Поздняя латинская поэзия. М., 1982. 572–581.
Kuznetsova T.I., Strel’nikova I.P. 1976: Oratorskoye iskusstvo v drevnem Rime [The Art
of Oratory in Ancient Rome]. Moscow.
Кузнецова Т.И., Стрельникова И.П. Ораторское искусство в древнем Риме. М.,
1976.
Leone A. 2013: The End of the Pagan City: Religion, Economy, and Urbanism in Late
Antique North Africa. Oxford.
Merrills A. 2010: The Secret of My Succession: Dynasty and Crisis in Vandal North
Africa. Early Medieval Europe 18–2: 135–159.
Miles R. 2005: The Anthologia Latina and the Creation of Secular Space in Vandal Carthage. AnTard 13: 305–320.
Nikolsky I.M. 2016: Kogda i kak proizoshla «imperializatsiya» vandal’skoy Afriki [How
and When Vandal Africa was “Imperialized”]. Mnemon [Mnemon] 16–2: 249–264.
Никольский И.М. Когда и как произошла «империализация» вандальской Аф-
рики. Мнемон 16–2 (2016): 249–264.
Nikolsky I.M. 2017: Blossiy Emiliy Drakontsiy. Iskupleniye [Blossius Aemilius Dracontius.
Satisfaction]. Aristey [Aristeas] 16: 73–106.
Никольский И.М. Блоссий Эмилий Драконций. Искупление. Аристей. Вест-
ник классической филологии и античной истории 16 (2017): 73–106.
Nikolsky I.M. 2018: Panegirik ili tonkaya izd’ovka? Kak obrazy zhivotnykh mogli pomenyat’ smysl «Iskupleniya» Blossiya Emiliya Drakontsiya [Panegyric or trolling? How images of animals could change the main message of Blossius Aemilius Dracontius’ ‘Satisfaction’]. Indoyevropeyskoye yazykoznaniye i klassicheskaya filologiya [Indo-European Linguistics and Classical Philology] 22–2: 967–974.
Никольский И.М. Панегирик или тонкая издевка? Как образы животных мог-
ли поменять смысл «Искупления» Блоссия Эмилия Драконция. ИЯКФ 22–2
(2018): 967–974.
Nikolsky I.M. 2019a: Politicheskiy diskurs v «Pokhishchenii Yeleny» Drakontsiya [Political Discourse in Dracontius’ ‘De Raptu Helenae’]. Dialog so vremenem [The Dialogue with Time] 67: 273–282.
Никольский И.М. Политический дискурс в «Похищении Елены» Драконция.
Диалог со временем 67 (2019a): 273–282.
Nikolsky I.M. 2019b: Politicheskiy smysl «Medei» Drakontsiya [Political Sense of Dracontius’ ‘Medea’]. Vestnik drevney istorii [The Journal of Ancient History]: 79–2: 327–334.
Никольский И.М. Политический смысл «Медеи» Драконция. Вестник древ-
ней истории 79–2 (2019b): 327–334.
Nikolsky I.M. 2019c: Mifologicheskiye syuzhety klassicheskoy antichnosti v pozdneantichnom politicheskom kontekste: «Tragediya Oresta» Drakontsiya kak allegoriya rimskovandal’skogo konflikta [Mythological Themes of Classical Antiquity in the Political Context of Late Antiquity: ‘Orestis Tragoedia’ as Allegory of the Romano-Vandal Conflict]. SHAGI [STEPS]: v pechati [in print].
Никольский И.М. Мифологические сюжеты классической античности в позд-
неантичном политическом контексте: «Трагедия Ореста» Драконция как ал-
легория римско-вандальского конфликта. ШАГИ (2019): в печати.
Pesthy-Simon M. 2017: Isaac, Iphigeneia, Ignatius. Martyrdom and Human Sacrifice.
Budapest; New York: CEU Press.
Rives J. 1995: Human Sacrifice Among Pagans and Christians. The Journal of Roman
Studies 85: 65–85.
Shtaerman Ye.M. 1961: Moral’ i religiya ugnet’onnyh klassov Rimskoy imperii (Italiya
i zapadnyye provintsii) [The Morality and Religion of the Oppressed Classes of the Roman Empire]. Moscow.
Штаерман Е.М. Мораль и религия угнетенных классов Римской империи (Италия
и западные провинции). М., 1961.
Vollmer F. 1905: Blossius Aemilius Dracontius. Controversia de statua viri fortis. MGH
AA 14. Berlin: 140–148.
Wolff É. 1996: Poèmes profanes VI–X. Fragments. Dracontius. OEuvres. T. IV. Paris.
13–40.
Wolff É. 2001: Être Romain à Carthage sous la domination vandale. Vita Latina 163: 2–6.
Wolff S., Stager E. 1984: Child Sacrifice at Carthage: Religious Rite or Population Control. Biblical Archaeology Review 10–1: 30–51.


Автор / Author:
И.М. Никольский / I.M. Nikolsky



If a building becomes architecture, then it is art