Я.Л. Забудская
Жизнь как сценическая игра: драматические аллюзии в «Сравнительных жизнеописаниях» ПлутархаАннотация: Концепция представления греков о мире как театральной сцене быласформулирована А.Ф. Лосевым в «12 тезисах об античной культуре» и проиллюстрирована в статье A.A. Тахо-Годи: представление о жизни как сценической игре (когда акцент смещается со слова «игра» на слово «сценическая») появляется в эпоху эллинизма и вырастает из диалогов Платона. В целом негативное отношение Плутархак трагическому жанру, не раз высказанное в «Моралиях», ощущается и в некоторыхконтекстах биографий: «трагедия» выступает как синоним обмана или напыщенности.Тем не менее, исследования показали, что трагические цитаты и образы в отдельных
биографиях играют значительную роль и не обязательно несут негативные коннотации,а драматическая лексика оттеняет важные эпизоды из жизни героев. Задача даннойработы – рассмотрение «трагических» отсылок как элементов художественного метода Плутарха в «Сравнительных жизнеописаниях» в целом, то есть сопоставление ужерассмотренных с этой точки зрения контекстов отдельных биографий с еще не изученными. Трагический дискурс находит у Плутарха выражение в самых разных формах:
оттеняющая действие цитата, аналогия или аллюзия, превращающие частное в общее,сюжетно-композиционное оформление, характеризующее героя как трагического персонажа. Несмотря на неприятие «трагической» манеры историографии, Плутарх сумел сделать драму частью своего авторского метода. Его принцип можно охарактеризовать как внутрикультурную и междужанровую рецепцию.
Ключевые слова: драма, трагедия, биография, композиция, нарратив
Ya.L. Zabudskaya
Life as Acting on Stage: dramatic allusions in Plutarch’s LivesAbstract: The concept of representing the world as a theatrical stage in ancient Greek culturewas formulated by A.F. Losev and illustrated by A.A. Takho-Godi: the idea of life as a stage play appears in Hellenistic period and grows out of Plato’s dialogues. Plutarch’s general negative attitude towards the tragic genre, expressed in Moralia, is presented also in some contexts of Lives: “tragedy” stands for deception or bombast. Nevertheless, modern studies have shown that tragic images in Lives do not necessarily have negative connotations and that dramatic vocabulary emphasizes important episodes. The point of this paper is to consider “tragic” references as elements of Plutarch’s method in Parallel Lives as a whole, and to compare the already examined contexts with those not yet studied. The tragic discourse in Plutarch has variety of forms: a quotation that accentuates an action, an analogy or an allusion,
turning individual phenomena into common ones, using a compositional pattern that
presents the hero as a tragic character. Despite the rejection of the “tragic” manner of historiography, Plutarch succeeded in making drama a part of his literary method. This principle can be described as intracultural and intergeneric reception.
Keywords: drama, tragedy, biography, structure, narrative
Литература/ReferencesAverintsev S.S. 1994: Dobryj Plutarkh rasskazyvayet o geroyakh, ili schastlivyj brak
biograficheskogo zhanra i moral`noj filosofii» [Kind Plutarch tells about heroes, or a happy marriage of biographical genre and moral philosophy]. In: Plutarkh. Sravnitel`nye zhizneopisaniya [Plutarch. Lives]. T. I. M. 637–653.
Аверинцев С.С. Добрый Плутарх рассказывает о героях, или счастливый брак
биографического жанра и моральной философии. В кн.: Плутарх. Сравни-
тельные жизнеописания. Т. I. М., 1994. 637–653.
Braund D. 1993: Dionysiac tragedy in Plutarch, Crassus. The Classical Quarterly 43:
468–474.
Braund D. 1997: Plutarch’s Pyrrhus and Euripides’ Phoenician Women: Biography and
Tragedy on Pleonectic Parenting. Histos. The on-line journal of ancient historiography.
Newcastle University, Florida State University, University of Oxford. 1: 112–127.
Clark E.D. 1991: A historical commentary on Plutarch’s Marcellus. Thesis submitted in
partial fulfillment of the requirements for the Degree of Doctor of Philosophy at the University of British Columbia.
Jay J. 2014: The Tragic in Mark: A Literary-Historical Interpretation. (Untersuchungen
zur Theologie, 66). Tübingen: Mohr Siebeck.
Harrison G. 1995: The Semiotics of Plutarch’s Συγκρίσεις: The Hellenistic Lives of Demetrius-Antony and Agesiaus-Pompey. Revue belge de Philologie et d’Histoire 73 (1): 91–104.
Harrison G. 2005: Plutarch the Dramaturg: Statecraft as Stagecraft in the Lives. In: de
Blois L., Bons J., Kessels T., Schenkeveld D. (eds.) The Statesman in Plutarch’s Works., Volume II. The Statesman in Plutarch’s Greek and Roman Lives. Leiden; Boston. 53–59.
de Lacy Ph. 1952: Biography and Tragedy in Plutarch. The American Journal of Philology 73 (2): 159–172.
Losev A.F. 1983: 12 tezisov ob antichnoj kul`ture [12 theses on ancient culture]. Studencheskij meridian [Student meridian] 9: 13–14, 10: 14–16.
Лосев А.Ф. 12 тезисов об античной культуре. Студенческий меридиан 9 (1983):
13–14, 10: 14–16.
Marincola J. 2013: Polybius, Phylarchus, and ‘Tragic History’: A Reconsideration. In:
Gibson B., Harrison T. (eds.) Polybius and his World: Essays in Memory of F.W. Walbank.
Oxford. 73–90.
Mossman J. 1988: Tragedy and Epic in Plutarch’s Alexander. The Journal of Hellenic
Studies 108: 83–93.
Papadi D. 2007: Tragedy and theatricality in Plutarch. Doctoral thesis, University of
London.
Papadi D. 2008: Moralia in the Lives: Tragedy and Theatrical Imagery in Plutarch’s Pompey.
In: Nikolaidis A. (ed.) The Unity of Plutarch’s Work “Moralia” Themes in the “Lives”,
Features of the “Lives” in the “Moralia”. Berlin; New York. 111–123.
Pelling C. 1980: Plutarch’s Adaptation of His Source-Material. The Journal of Hellenic
Studies 100: 127–140.
Pelling C. 1988: Plutarch. Life of Antony. Cambridge.
Pelling C. 2016: Tragic colouring in Plutarch. In: Opsomer J., Roskam G. & Titchener
Fr. B. (eds.) A Versatile Gentleman. Consistency in Plutarch’s Writing. Leuven: Leuven
University Press. 113–133.
Pontoropoulos A. 2014: Representations of Tragic Themes in Plutarch’s Lives: Demetrius and Antony. Master Thesis. Lund.
Rawson E. 1982: Crassorum funera. Latomus 41 (540): 548–549.
Rutherford R. 2007: Tragedy and History. In: Marincola J. (ed.) A Companion to Greek
and Roman Historiography. Volume II, Malden; Oxford; Victoria. 504–514.
Takho-Godi A.A. 1973: Zhizn` kak scenicheskaya igra v predstavlenii drevnikh grekov
[Life as a stage play in the representation of the ancient Greeks]. In: Iskusstvo slova [The art of the word]. M. 306–314.
Тахо-Годи А.А. Жизнь как сценическая игра в представлении древних греков.
В кн.: Искусство слова. Сб. статей к 80-летию чл.-корр. АН СССР Д.Д. Благо-
го. М., 1973. 306–314.
Walbank F.W. 1960: History and Tragedy. Historia 9: 216–234.
Zabudskaya Ya.L. 2018: «Tragedijnaya» leksika v «Sravnitel'nykh zhizneopisaniyakh»
Plutarkha [«Tragic» vocabulary in Plutarch’s Lives]. In: Indoevropejskoe yazykoznanie i
klassicheskaya filologiya – XXII [Indo-European linguistics and classical philology – XII].
Saint Petersburg. 518–527.
Забудская Я.Л. «Трагедийная» лексика в «Сравнительных жизнеописаниях»
Плутарха. В кн.: Индоевропейское языкознание и классическая филология –
XXII. СПб., 2018. 518–527.
Zadorozhniy A. 1997: Tradegy and Epic in Plutarch’s ‘Crassus’. Hermes 125 (2): 169–182.
Автор / Author:Я.Л. Забудская / Ya.L. Zabudskaya