Российский фонд содействия образованию и науке
Университет Дмитрия Пожарского


АРИСТЕЙ
ВЕСТНИК КЛАССИЧЕСКОЙ ФИЛОЛОГИИ И АНТИЧНОЙ ИСТОРИИ
А.А. Синицын
Античность в зеркале кинематографа: Новые подходы, проблемы и их решения

Аннотация: В рамках Международной научно-практической конференции «Homo loquens: язык и культура. Диалог культур в условиях открытого мира» (Русская христианская гуманитарная академия, Санкт-Петербург) 16 апреля 2019 г. состоялось заседание секции «Логос. Этос. Миф: Лики и отблики культур». Это четвертое заседание организаторы посвятили истории в кино. Были заслушаны и обсуждены 16 докладов, 11 из которых (включая доклад на пленарном заседании) – об изображении античной истории в современном киноискусстве. Участниками киноведческого заседания стали историки, филологи, философы, культурологи и религиоведы – преподаватели и учащиеся вузов Петербурга, Москвы, Казани и Саратова. Тематика выступлений охватывала широкий круг киноверсий древней истории от гомеровской эпохи и греческой архаики до заката античной эпохи. Каждый доклад сопровождался живой дискуссией. Здесь представлен краткий обзор выступлений по античной истории и культуре в зеркале кинематографа.

Ключевые слова: античная история и культура, кино, искусство, философия, литература, рецепция


A.A. Sinitsyn
Antiquity in the mirror of cinema: new approaches, problems and solutions

Abstract: A meeting of the section «Logos. Ethos. Myth – IV» was held on 16th April 2019 in the framework of the research-and-practice conference entitled «Homo loquens: language and culture. A dialogue of cultures in the open world» (The Russian Christian Humanitarian Academy, St Petersburg). This sitting was devoted to the topic of History in the cinematograph. 16 reports, 11 of which (including one made at the plenary meeting) were made on the representation of history in the cinematograph. Participants of the meeting – scholars in the fields of history, philology, philosophy and religion – came from universities of St Petersburg, Moscow, Kazan and Saratov. The topics encompassed film versions of ancient history from the Greek Antiquity to its decline. Each report entailed a heated discussion. This is a brief review of speeches on ancient history and culture as mirrored in the cinematograph.

Keywords: Ancient history and culture, cinematograph, art, philosophy, literature, reception

Литература/References
Frolov E.D. 2012: Vmesto predislovija: Antichnost’ i kinematograph (k probleme otrazheniia antichnosti v sovremennoj igrovoj kul’ture) [Preface: Ancient world and cinema (to the problem of the reflection of antiquity in modern gaming culture)]. Mnemon: Issledovanija i publikatsii po istorii antichnogo mira [Mnemon: Investigations and publications on the history of Ancient world]. 11. St. Petersburg: 7–14.
Фролов Э.Д. Вместо предисловия: Античность и кинематограф (к проблеме
отражения античности в современной игровой культуре). Мнемон: Исследова-
ния и публикации по истории античного мира. 11 (2012): 7–14.
Кlimov O.Ju. 2016: The Ancient civilization. St. Petersburg.
Климов О.Ю. Античная цивилизация. Учебно-методическое пособие. СПб., 2016.
Nikonova S.B., Sinitsyn A.A., Stavtseva O.I. 2019: Istoriya i kinoiskusstvo. Otchet o rabote sektsii “Logos. Etos. Mif – 4: Istorija v kino” (RChGA, St Petersburg) [History and Cinema: Report on the work done by participants of the “Logos. Ethos. Myth – 4” section (The Russian Christian Humanitarian Academy, St Petersburg)]. Terra Aestheticae: Teoreticheskiy zhurnal Rossijskogo esteticheskogo obshchestva [Terra Aestheticae: Journal of Russian Society for Aesthetics]. 1 (3). St. Petersburg: 164–188.
Никонова С.Б., Синицын А.А., Ставцева О.И. История и киноискусство. От-
чет о работе секции «Логос. Этос. Миф – 4»: История в кино (РХГА, Санкт-
Петербург). Terra Aestheticae: Теоретический журнал Российского эстетиче-
ского общества. 1 (3). СПб. (2019): 164–188.
Sinitsyn A.A. 2018a: Estetika kul’tury v raznykh aspektakh. Otchet o rabote sektsii «Logos. Etos. Mif – 3» (Russkaja khristianskaja gumanitarnaja akademija, Sankt-Peterburg) [Aesthetics of culture in various aspects. Report on the work done by participants of the “Logos. Ethos. Myth – 3” section (The Russian Christian Humanitarian Academy, St Petersburg)].
Terra Aestheticae: Teoreticheskij zhurnal Rossijskogo esteticheskogo obshchestva
[Terra Aestheticae: Journal of Russian Society for Aesthetics]. 2 (2). St. Petersburg: 354–365.
Синицын А.А.: Эстетика культуры в разных аспектах. Отчет о работе секции
«Логос. Этос. Миф – 3» (Русская христианская гуманитарная академия, Санкт-
Петербург). Terra Aestheticae: Теоретический журнал Российского эстетиче-
ского общества. 2 (2). СПб. (2018a): 354–365.
Sinitsyn A.A. 2018b: Razlichnye aspecty Sinema: predisloviye redaktora spezvypuska
«Acta eruditorum», posyashchennogo istorii i teorii kino [Various aspects of the Сinema: The editor’s introduction of the Acta eruditorum: special issue devoted to the history and theory of cinema]. Acta eruditorum. 29. St. Petersburg: 3–13.
Синицын А.А. Различные аспекты Синема: Предисловие редактора спецвыпу-
ска «Acta eruditorum», посвященного истории и теории кино. Acta eruditorum.
29. СПб. (2018b): 3–13.
Teperik T.F. 2019: Antichnye distsipliny i kurs MFK v Moskovskom universitete im.
M.V. Lomonosova [Disciplines in ancient culture and the MFK course at Moscow University.
M.V. Lomonosov]. In Slavjatinskaja M.N. (comp.), Solopov A.I. (ed.). Νῦν καὶ
χθές. Hodie et heri. Segodnia i vchera. Materialy nauchnoj konferentsii «Greko-latinskaja lingvokul’turologija – III», MGU, 29–31 janvarja 2018 g. [Νῦν καὶ χθές. Hodie et heri. Today and yesterday. Proceedings of the Conference «Greek-Latin Linguoculturology – III», MSU,
29–31 January, 2018]. Moscow. 149–153.
Теперик Т.Ф. Античные дисциплины и курс МФК в Московском университете
им. М.В. Ломоносова. В кн.: Славятинская М.Н. (сост.), Солопов А.И. (ред.).
Νῦν καὶ χθές. Hodie et heri. Сегодня и вчера. Материалы научной конференции
«Греко-латинская лингвокультурология – III», МГУ, 29–31 января 2018 г. M.,
2019. 149–153.


Автор / Author:
А.А. Синицын / A.A. Sinitsyn



If a building becomes architecture, then it is art