DOI: 10.53084/7607.2025.96.64.005
Е.В. Приходько
Святилище Матери богов Вегины и Эвримедонта в Зиндан Магарасы. Часть 2. Надпись с алфавитным оракулом: анализ текстаАннотация: В святилище Матери богов Вегины и речного бога Эвримедонта в Зиндан Магарасы в 1972 г. К. Бриш нашел и скопировал надпись с алфавитным оракулом. Это святилище было расположено в северной Писидии на землях города Тимбриады. Подробный рассказ об истории его изучения и разбор найденных там надписей был представлен в первой части данной работы. Надпись с алфавитным оракулом была опубликована в 1988 г., но уже С. Митчелл и Д. Кайа, изучавшие руины святилища в 1982 г., этой надписи не видели. Нет информации о ней и во всех более поздних публикациях, излагающих результаты археологических раскопок, проведенных в святилище в 2002–2005 гг. В статье высказывается предположение, что блок с надписью был уничтожен при прокладке водного туннеля в 1977–1982 гг. Текст алфавитного оракула из Тимбриад полностью отличался от основной группы алфавитных оракулов. Во второй части работы автор проводит детальный лексический и синтаксический анализ 12 изречений этого оракула. Каждый стих был составлен из обычных употребительных слов, но их синтаксическое соединение во многих случаях нарушало нормы синтаксиса древнегреческого языка. Это свидетельствует о том, что поэт из Тимбриад не был носителем древнегреческого языка. Все эти синтаксические неологизмы не были составлены сознательно, а возникли как результат незнания определенных правил сочетания слов и калькирования конструкций писидийского языка. Это доказывает, что алфавитные оракулы были созданы в той среде, где древнегреческий язык еще окончательно не вытеснил местный анатолийский язык и в соединении с местами обнаружения надписей с алфавитными оракулами указывает на Писидию как на родину этого вида мантики.
Ключевые слова: Зиндан Магарасы, Тимбриады, Писидия, алфавитный оракул, басни Эзопа, синтаксическая структура стиха
Для цитирования: Приходько Е.В. Святилище Матери богов Вегины и Эвримедонта в Зиндан Магарасы. Часть 2. Надпись с алфавитным оракулом: анализ текста.
Аристей. XXXII (2025): 67–105.
E.V. Prikhodko
Sanctuary of Meter Theon Veginos and Eurymedon at Zindan Mağarası. Part 2. Inscription with an alphabetical oracle: textual analysisAbstract: In 1972, Cl. Brixhe discovered and copied an inscription containing an alphabetical oracle at the sanctuary of the Meter Theon Veginos and the river god Eurymedon at Zindan Mağarası. This sanctuary was located in northern Pisidia, within the territory of the city of Timbriada. A detailed account of its study and the interpretation of the inscriptions found there was presented in the first part of this paper. The inscription with the alphabetical oracle was published in 1988. However, S. Mitchell and D. Kaya, who examined the sanctuary ruins in 1982, had not encountered this inscription. Furthermore, no mention of it appears in later publications presenting the results of archaeological excavations conducted at the sanctuary between 2002 and 2005. This article suggests that the inscribed block was likely destroyed during the excavation of a water tunnel between 1977 and 1982. The text of this alphabetical oracle differed significantly from the main group of alphabetical oracles. In the second part of this paper, the author conducts an extensive lexical and syntactic analysis of 12 prophecies of this oracle. Each verse was composed of common words, but their syntactic arrangement in many cases violated the norms of syntax of the Ancient Greek language. This indicates that the Timbriada’s poet was not a native speaker of Ancient Greek. All these syntactic neologisms were not created consciously, but emerged as a result of ignorance of certain word-combination rules and calques of Pisidian language structures. This proves that alphabetical oracles originated in an environment where Ancient Greek had not yet fully replaced the local Anatolian language. Combined with the findspots of alphabetical oracle inscriptions, this points to Pisidia as the place of origin of this type of divination.
Keywords: Zindan Mağarası, Timbriada, Pisidia, alphabetical oracle, Aesop’s fables, the syntactic structure of the verse
To cite this article: Prikhodko E.V. Sanctuary of Meter Theon Veginos and Eurymedon at Zindan Mağarası. Part 2. Inscription with an alphabetical oracle: textual analysis.
Aristeas. XXXII (2025): 67–105.
Литература / References:Alp A.O. 2013: Aksu – Zindan Mağarası ΜΗΤΗΡ ΘΕΩΝ ΟΥΕΓΕΙΝΟΣ Kutsal Alanının Restitüsyonu. Adalya XVI: 119–140.
Brixhe Сl., Drew-Bear Th., Kaya D. 1987: Nouveaux Monuments de Pisidie. Kadmos 26: 122–170.
Brixhe Cl., Hodot R. 1988: L’Asie Mineure du Nord au Sud: inscriptions inédites. (Études d’Archéologie Classique 6). Nancy.
Coşkun Abuagla A. 2024: The Greek and Latin Inscriptions in the Isparta Archaeological Museum. İstanbul.
Dedeoğlu J. 2005a: Aksu Zindan Mağarası Kutsal Alanı. In: 14. Müze Çalışmaları ve Kurtarma Kazıları Sempozyumu, 30 Nisan – 2 Mayıs 2004, Üegüp/Nevşehir. Ankara. 153–166.
Dedeoğlu J. 2005b: The Sanctuary at Zindan Mağarası in the Light of the New Archaeological Evidence. Gephyra 2: 95–102.
Demirci D. 2016: Aksu Zindan Mağarası, Bazilikal Planlı ve Trikonkhos Apsisli Manastır Kilisesi Üzerine Bir Değerlendirme. SDÜ Fen Edebiyat Sosyal Bilimler Dergisi 39: 183–214.
Dickie M.K. 2004: Priestly Proclamations and Sacred Laws. The Classical Quarterly 54.2 (New Series): 579–591.
Foester W. 1964: σέβομαι, σεβάζομαι, σέβασμα, Σεβαστός, εὐσεβής, εὐσέβεια, εὐσεβέω, ἀσεβής, ἀσέβεια, ἀσεβέω, σεμνός, σεμνότης. In: Kittel G., Friedrich G. (Hrsgg.). Theologisches Wörterbuch zum Neuen Testament. Bd. 7. Stuttgart. 168–195.
Gümüş Ş., Güceren İ. 2012: Zindan Mağarası Kutsal Alanı. In: Dörtlük K., Kahya T., Boyraz Seyhan R., Ertekin T. (eds.). Uluslararası Genç Bilimciler Buluşması I: Anadolu Akdenizi Sempozyumu, 4–7 Kasim 2009. Sempozyum Bildirileri. İstanbul. 137–150. Icard-Gianolio N. 1994: Peitho. In: Lexicon Iconographicum Mythologiae Classicae (LIMC). VII.1. Zürich; München. 242–250.
Kaya D., Mitchell S. 1985: The Sanctuary of the God Eurymedon at Tymbriada in Pisidia. Anatolian Studies 35: 39–55.
Labarre G. 2018: Les hautes et moyennes vallées du Kestros et de l’Eurymédon. In: Dan A., Lebreton S. (éds.). Études des fleuves d’Asie Mineure dans l’Antiquité. T. II. Arras. 43–63.
Nollé J. 2007: Kleinasiatische Losorakel. Astragal- und Alphabetchresmologien der hochkaiserzeitlichen Orakelrenaissance. München.
Pernigotti C. (ed.). 2008: Menandri Sententiae. (Studi e Testi per il Corpus dei Papiri Filosofici Greci e Latini (STCPF) 15). Firenze.
Prikhodko E.V. 2024: Traditsionnoye tsitirovaniye Gomera kak sposob identifikatsii v nadpisyakh yuzhnoy Maloy Azii [The tradition of quoting Homer as a way of identification in the inscriptions of southern Asia Minor]. Vestnik Permskogo universiteta. Rossiyskaya i zarubezhnaya filologiya [Perm University Herald. Russian and Foreign Philology] 16.3: 81–90.
Приходько Е.В. Традиционное цитирование Гомера как способ идентификации в надписях южной Малой Азии. Вестник Пермского университета. Российская и зарубежная филология 16.3 (2024): 81–90.
Prikhodko E.V. 2025: Kak obrashchalsya bog k svoim prositelyam, ili o znachenii slova ξένος v maloaziyskikh astragal’nykh i alfavitnykh orakulakh [How the god addressed his enquirers: the meaning of the word ξένος in the astragaloi and alphabetical oracles of Asia Minor]. Indoyevropeyskoye yazykoznaniye i klassicheskaya filologiya [Indo-European Linguistics and Classical Philology] XXIX (2): 295–318.
Приходько Е.В. Как обращался бог к своим просителям, или о значении слова ξένος в малоазийских астрагальных и алфавитных оракулах. Индоевропейское языкознание и классическая филология XXIX (2) (2025): 295–318.
Ritti T. 1985: Hierapolis. Scavi e Ricerche I. Fonti Letterarie ed Epigrafiche. Roma.
Ritti T. 1989: Oracoli Alfabetici a Hierapolis di Frigia. Miscellanea Greca e Romana XIV: 245–286.
Sadykova N.K. 1975: Tsvetooboznacheniya u Gomera [Homer’s Color Terminology]. Avtoreferat dis. na soiskaniye uchenoy stepeni kandidata filologicheskikh nauk. (10.02.14). [Dissertation Abstract for the Degree of PhD in Philology. (10.02.14)]. Moscow.
Садыкова Н.К. Цветообозначения у Гомера. Автореферат дис. на соискание ученой степени кандидата филологических наук. (10.02.14). М., 1975.
Takmer B., Gökalp N. 2005: Inscriptions from the Sanctuary of Μήτηρ Θεῶν Οὐεγεινος at Zindan Mağarası. Gephyra 2: 103–113.
Talloen P. 2015: Cult in Pisidia. Religious Practice in Southwestern Asia Minor from Alexander the Great to the Rise of Christianity. (Studies in Eastern Mediterranean Archaeology X). Turnhout.
Автор / Author:Елена Владимировна Приходько /
Elena V. PrikhodkoПолучено | 17.09.25 |
Принято | 28.09.25 |
Опубликовано | 15.12.25 |